КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеШахматы на крови

РИА Новости

Очередной фильм Алексея Пивоварова о предвоенном времени, в канун семидесятилетия со дня Великой Отечественной войны, вызвал поначалу противоречивые ощущения. С одной стороны, фильм "22 июня. Роковые решения" достаточно тщательный и объективный. Но для посвященных людей в нем нет почти ничего нового. Зато для тех, кто хочет узнать правду и понять, что же произошло на самом деле, максимально насыщенная телевизионная картинка усложняет восприятие.

Слишком всего много намешано: и двое ведущих с обеих сторон — русский и немецкий, и два актера-чтеца, зачитывающих документы по-русски и по-немецки, два российских историка, спорящих между собой, актеры, реконструирующие события, сквозная инсталляция, многочисленная хроника, очевидцы событий. Казалось, что это тот самый случай, когда форма неоправданно усложнена в угоду авторскому самовыражению.

 

Но к середине фильма к ней привыкаешь и начинаешь ориентироваться в этой достаточно непростой, но стройной структуре фильма. Особый, человеческий контекст составляют частные истории на фоне масштабных исторических событий.  

Что же касается самой темы, то мы все пытаемся разобраться — ошибки ли Сталина или его гениальное руководство повлияло на ситуацию, какова моральная цена якобы «прагматических решений» и тому подобное. Фильм не акцентирует внимание на нравственных оценках, но и не уходит от постановки вопросов. Не выносит окончательных вердиктов, оставляя зрителям-присяжным делать свои выводы и принимать самостоятельные решения. Но в процессе разбирательства предоставляет им всю имеющуюся в их распоряжении документальную базу. Пусть и немного ускоренно, как бы листая страницы – таков формат фильма – нам напоминают и о Мюнхенском соглашении, и о советско-германском договоре о ненападении, о разделе Польши, падении Франции и войне с Финляндией. Но это все преамбула. 

 

Авторы спешат приступить к явно центральной теме фильма-исследования — подготовке СССР наступательной операции против Гитлера. Долгое время предположения об этом считались пресловутой фальсификацией. Вот Виктор Суворов пострадал именно за это. Ведь никто не спорил, что СССР готовился к войне, но всячески ее оттягивал. Готовился к войне, но оборонительной. А тут на основании приведенных документов авторы и эксперты делают однозначный вывод – Советский Союз готовился напасть на Германию. Просто не успел.

Авторы фильма представляют взаимоотношения СССР и Германии в виде обоюдоострой шахматной партии. Оба игрока – Сталин и Гитлер – предпочитают наступательную тактику. Не до конца понимая и не точно интерпретируя ходы друг друга, каждый из соперников самоуверенно считал себя более искусным шахматистом. Или обманщиком. В конце концов, Гитлер опередил Сталина почти на месяц. Тот оказался в цейтноте, и его флажок упал.

Вопрос об ответственности СССР за развязывание войны повис в фильме в воздухе. Но пищу для размышлений дал. Все же фильм имеет подзаголовок — «Роковые решения». Значит ошибочные? Имеется в виду и сам Пакт о ненападении с Германией, и его Секретные протоколы, и подготовка к наступлению против Германии, и просчеты в определении сроков нападения Гитлера.

И еще один важный аспект: судя по фильму, с немецкой стороны все основные документы, относящиеся к этому периоду истории, изучены, а у нас большинство еще засекречено. И это дает большой повод сомневаться в нашем безупречном стремлении перед началом войны преследовать исключительную цель — обезопасить свою страну.

Но история распорядилась так, что именно мы стали жертвой агрессии. И вынуждены были защищать свою страну. В этом и есть весь пафос Отечественной войны. Сталин же тут совсем ни при чем.

 

Фотографии РИА Новости

 

 

Обсудить "Шахматы на крови" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Правильный фильм правильного режиссера // БОРИС КОЛЫМАГИН
МИФ + МИФ = НТВ // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Увидеть «Ходорковского» и… // ВЕРОНИКА МААНДИ
Игры с людоедами // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Я защищаю НТВ! // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
«Школа». По случаю Года учителя // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
«Эшелон» и бусы // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
Война лжей // ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Сказка и быль // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Война с покойниками // АНТОН ОРЕХЪ