Люди
18 ноября 2017 г.
Музей страны, которую мы потеряли
26 НОЯБРЯ 2015, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ТАСС

В Екатеринбурге максимально торжественно был открыт Ельцин-центр, который должен соединить в себе мемориальный музей, посвященный первому президенту России, архив, библиотеку, а также образовательное и детское учреждения. Главные российские начальники, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, которые дуэтом (редкий, если не уникальный случай) участвовали в этом мероприятии, сказали все приличествовавшие случаю слова. И про «колоссальные вызовы, трудности, противоречия того времени», и про то, что Борис Ельцин обладал «волевым, прямым, мужественным характером, способностью проявлять предельную решительность». Только, как ни крути, выглядели эти славословия откровенным лицемерием. Потому что нынешняя власть ясно и однозначно позиционирует себя как предельно «антиельцинская». Она никогда не признает того, что современная Россия родилась из революции, слава Богу, короткой и бескровной. Но народ сверг-таки «легитимную» власть одной партии, одной политической силы. Именно в этом праве Владимир Путин отказывает сегодня любому народу. Именно за это сегодня воюют (и гибнут) российские солдаты в Сирии.

Александр Гольц

Вряд ли устроители музея ставили перед собой такую задачу, но вся экспозиция — это вызов идеологии сегодняшней путинской России. Все начинается вполне традиционно: лимузин «товарища первого секретаря», стенд с подарками президенту, вполне лубочное повествование о родной деревне.

Александр Гольц

Тон восприятия задает восьмиминутный фильм, который весьма специфически излагает историю всевозможных российских царей (нам, к примеру, сообщают об экономическом развитии страны накануне войны с фашистами — очевидно, в 1937-м это развитие достигло пика). Фильм заканчивается констатацией: с Ельциным в страну пришла свобода. Практически все зрители задаются вопросом: ушла ли свобода с уходом Бориса Ельцина?

ТАСС

Главный элемент экспозиции — это полтора десятка залов, названных «Лабиринтом истории». Tематически они организованы как 7 судьбоносных дней, которые создали новую страну. День первый — день, когда Ельцин бросил вызов партийной элите на пленуме ЦК. Экспонаты рассказывают о стране, жаждавшей перемен: афиши «Маленькой Веры» вперемежку с обложками толстых журналов и статьями, казавшимися тогда судьбоносными. Рассказывают о высокопоставленном партийном чиновнике, который пытался понять эту вдруг проснувшуюся тягу к свободе.

ТАСС

Один из центров экспозиции — московский троллейбус, тот самый в котором демонстративно ездил первый секретарь московского горкома. Желающие могут залезть внутрь. Должен сказать, все это не производит, на мой, по крайней мере, взгляд, ощущения китча.

Александр Гольц

День второй — путч. Посетитель видит баррикаду, подобную той, что была сложена у Белого дома, а на экране — кинохроника тех судьбоносных мгновений августа.

Александр Гольц

День третий — время непопулярных реформ. И посетитель оказывается перед натурально абсолютно пустым магазинным прилавком, где выставлены лишь трехлитровые банки с березовым соком. Экспонат за экспонатом рассказывают о мучительном пути кардинальной переделки экономики страны: вот ваучер имени Анатолия Чубайса, вот первые брошюрки про рынок, которыми были завалены тогда газетные киоски. Вот, наконец, о счастье, полки с самыми простыми товарами. День четвертый — схватка с парламентом и рождение новой конституции. День пятый — выборы 1996-го. День шестой — президентский марафон второго строка, который и подорвал здоровье Ельцина. Наконец, день седьмой — уход президента.

Александр Гольц

Музей, удивительное дело, передает дух и страсть той необыкновенной эпохи. Появляется ощущение, что Россия не была обречена на ту деградацию, которая случилась с ней позже. На одном из стендов — длинный-предлинный ряд портретов разных деятелей ельцинской эпохи. Это те возможные преемники, кандидатуры которых рассматривал усталый и больной президент. И фото Путина — одно из многих. Все могло бы сложиться иначе.

Александр Гольц

Это особенно остро чувствовалось в день открытия Ельцин-центра, когда он оказался просто забит героями (боюсь сказать, живыми экспонатами) ушедшей эпохи, которая обещала очень многое. По залам бродили теперешние Чубайс, Шохин, Хакамада, другие министры первого ельцинского правительства. И со стен на них глядели они же, только на четверть века моложе, полные задора, молодого идеализма, уверенные, что они свернут горы. Рядом с бронзовым Ельциным фотографировались его советники Сатаров, Краснов, Батурин, когда-то противостоявшие всей российской бюрократии и иногда одерживавшие победы в этом противостоянии. Татьяна Малкина смотрела кадры кинохроники, где отчаянная юная журналистка бросает в лицо гэкачепистам: «Вы понимаете, что совершили государственный переворот?». И неотступно преследовал вопрос: почему же мы, такие умные, талантливые, уверенные в собственной правоте, все проиграли?

Александр Гольц
Александр Гольц
Александр Гольц

А еще в голову приходила невеселая мысль: да и ты сам вполне мог бы поработать экспонатом ельцинского музея. Типичный журналист 90-х, в натуральную величину, просьба стряхивать пыль с ушей не реже двух раз в месяц…

Не берусь предсказать, какое будущее ждет Ельцин-центр. Совсем не уверен, что экскурсия (включая видео-экскурсию) станет частью обязательного урока для школьника. Российская власть продолжает позиционировать себя как альтернативу «лихим 90-м». И для нее совершенно непереносимо наличие в экспозиции «Зала свободы» — зала, где известные люди страны один за другим говорят, как важны для них свобода собраний, свобода слова, свободы, которые мы потеряли… 

Александр Гольц

Фоторепортаж Александра Гольца

Фото вверху:
1. Россия. Екатеринбург. 25 ноября 2015. Дочь экс-президента РФ Б. Ельцина Татьяна Юмашева, президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (слева направо) на выставочной экспозиции, посвященной истории становления и президентства Б.Ельцина, в президентском центре имени Бориса Ельцина (Ельцин Центре). Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

3, 4. Россия. Екатеринбург. 25 ноября 2015. Выставочная экспозиция, посвященная истории становления и президентства Б.Ельцина, в президентском центре имени Бориса Ельцина (Ельцин Центре). Донат Сорокин/ТАСС


 












  • Николай Сванидзе: Люди, организующие эту травлю, таким образом добиваются своего. Они вынуждают сокращать свой штат, заботиться не о работе, а о безопасности 

  • "Новая газета": Гендиректор МИА «Россия сегодня» и ведущий программы «Вести Недели» Дмитрий Киселев обвинил радиостанцию «Эхо Москвы» в создании «вокруг себя атмосферы ненависти».

  • Alexandr Tihomirov: Независимых журналистов правящий режим вытесняет из страны и помогают ему в этом центральные телевизионные каналы. Пропаганда воровского режима хорошо поставлена.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Россию покидают журналисты. Из-за угрозы жизни
30 ОКТЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В конце минувшей недели главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов принял решение «эвакуировать» из страны одну из основных журналисток вверенного ему радио Ксению Ларину. Причина простая – он считает, что в данный момент Лариной небезопасно находиться в России. Вот, как главред «Эха» объяснил необходимость столь радикальной меры: «Я принял решение эвакуировать Ксению Ларину, и она покинет страну минимум на полгода, пока ей не будет гарантирована безопасность, потому что следующий удар в горло может быть после этой передачи от Соловьева». Алексей Венедиктов имеет в виду программу, которая в прошлый вторник вышла на государственном радио «Вести FM».
Прямая речь
30 ОКТЯБРЯ 2017
Николай Сванидзе: Люди, организующие эту травлю, таким образом добиваются своего. Они вынуждают сокращать свой штат, заботиться не о работе, а о безопасности 
В СМИ
30 ОКТЯБРЯ 2017
"Новая газета": Гендиректор МИА «Россия сегодня» и ведущий программы «Вести Недели» Дмитрий Киселев обвинил радиостанцию «Эхо Москвы» в создании «вокруг себя атмосферы ненависти».
В блогах
30 ОКТЯБРЯ 2017
Alexandr Tihomirov: Независимых журналистов правящий режим вытесняет из страны и помогают ему в этом центральные телевизионные каналы. Пропаганда воровского режима хорошо поставлена.
Так кого пришли убивать на «Эхо Москвы»?
24 ОКТЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Редакция «Ежедневного Журнала» обескуражена и возмущена чудовищным преступлением на «Эхе». Мы желаем Татьяне скорейшего выздоровления, а всей редакции главной разговорной радиостанции страны – выдержки и стойкости! Мы с вами, дорогие коллеги и друзья! Утренние сообщения о здоровье Татьяны Фельгенгауэр внушают осторожный оптимизм – она переведена в палату интенсивной терапии, а ее состояние оценивается как «средней тяжести». Между тем, стали известны некоторые подробности вчерашнего нападения, которые, как мне кажется, картину преступления, его возможные причины и мотивы нисколько не прояснили. 
Прямая речь
24 ОКТЯБРЯ 2017
Сергей Пархоменко: Случившееся покушение снова открыло большую дискуссию о том, что такое среда, в которой мы существуем. ...она чрезвычайно агрессивна и оказывает влияние на всех внутри себя. 
В СМИ
24 ОКТЯБРЯ 2017
РБК: Радиостанция «Эхо Москвы» обнародовала видеозапись, на которой заметно, как напавший на ведущую Татьяну Фельгенгауэр проник в здание редакции через охрану на первом этаже. 
В блогах
24 ОКТЯБРЯ 2017
Ольга Романова: Следователи СКР подозревают, что Борис Гритц, напавший вчера на Татьяну Фельгенгауэр, может симулировать безумие.
Ведущую «Эха» Татьяну Фельгенгауэр ударили ножом
23 ОКТЯБРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
На некоторых информационных лентах новость о нападении на ведущую радиостанции «Эхо Москвы» сформулирована примерно следующим образом: «Сегодня днем двое неизвестных, брызнув в лицо охраннику из газового баллончика, проникли в помещение, которое арендует радиостанция в одном из высотных домов на Новом Арбата. После чего один из них нанес ножом непроникающее ранение в шею ведущей «Эха» Татьяне Фельгенгауэр, которая находилась на своем рабочем месте… На данный момент, по словам медиков, жизнь журналистки вне опасности, она госпитализирована»…
Культура Калашникова
20 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В центре Москвы на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц 19.09.17 установили памятник Михаилу Калашникову. Вернее, его главному изобретению. Не собираюсь комментировать эстетические свойства творения скульптора Салавата Щербакова. После Зураба Церетели и поочередного изнасилования, сначала Лужковым, затем Собяниным, Москве в плане эстетики уже терять практически нечего. Нет смысла обсуждать и авторство. Неважно, в чьей голове родилась конструкция самого популярного орудия убийства. Большинство математических открытий, носящих имена великих древних греков, задолго до них сделали египтяне, шумеры и вавилоняне.