Медиафрения
25 ноября 2017 г.
Медиафрения. Сам с собою. Громко

ТАСС

Российское телевидение продолжает осваивать все новые сферы человеческого бытия, которые ранее не становились объектами освещения медиа. Одно из таких всем известных явлений, про которые до недавнего времени не было принято говорить публично, это самоудовлетворение. Наверняка в каких-то передачах о здоровье доктора рассказывали родителям о том, как надо относиться к этому явлению. Но так, чтобы выводить эту тему на самую широкую аудиторию, делать ее предметом пристального общественного внимания, до этого как-то не доходило.

Нет, попытки были. Вот, например, в марте 2007 года британский телеканал Channel 4 запланировал показать целую серию передач на эту тему, объединив их в программу под названием «Неделя мастурбации». Но отсталая британская общественная журналистика подняла жуткий крик, мол, программа снижает стандарты, нарушает этические нормы, то да сё. Короче, испугались британцы и отползли от темы. Но тема-то, как вдруг оказалось, актуальная, и раскрывать ее пришлось российскому телевидению. Как верно отмечает Соловьев, когда европейцам трудно, они зовут русских. И Дмитрий Киселев очередные «Вести недели» от 22.05.2016 почти полностью посвятил ей.

Не менее 10 минут Киселев подводил свою аудиторию к адекватному пониманию поэтического шедевра Бориса Джонсона, экс-мэра Лондона, которое было посвящено Эрдогану. Прочтению шедевра предшествовал глубокий литературоведческий анализ. Сначала, объяснял Киселев, у Джонсона идет сплошной амфибрахий, ну а потом уж, конечно, анапест. Но это потом, так у них, у англичан, принято. Подготовив аудиторию к восприятию прекрасного, Киселев с выражением продекламировал стихотворение, которое я, увы, вынужден процитировать, иначе читатель не сможет настроиться на тот камертон, с которым теперь сверяет свою стилистику российское ТВ. Итак, вот вам стихи, которыми Киселев поделился с общероссийской аудиторией: «Один озабоченный турок // Все время дрочил свой окурок, // Пока ранней весной не слюбился с козой, // Без всяких прелюдий, придурок». С явным сожалением, что высокая поэзия так быстро закончилась, Киселев еще некоторое время раскрывал эту тему.

Судя по вектору изменений контента российских медиа, мне скоро придется оставить медиакритику и уступить анализ СМИ порнографам и сексологам, ибо моей квалификации в этой сфере явно не хватает. А Киселев между тем уверенно осваивает эту сферу, посему остаток передачи посвятил различным ее аспектам. Большой сюжет итоговых «Вестей недели» носил характерное медицинское название «Расцарапывание болячек» и был посвящен все той же Турции.

В студии была вывешена большая карта, на которой практически вся Турция, включая Константинополь, проливы, часть Северной Африки, гора Арарат — все это было российское. Киселев смотрел на карту с вожделением и публично делился своими фантазиями. Это была карта, которая прилагалась к секретному соглашению Сайкса-Пико, заключенному в 1916 году британским и французским дипломатами по поводу грядущего раздела Османской империи, в результате которого значительная ее часть должна была отойти империи Российской. Но в связи с тем, что Российской империи меньше чем через год после тайного соглашения не стало, карта эта осталась лишь в архивах историков и в грёзах российских имперцев, которые, подолгу глядя на нее, удовлетворяют свои буйные фантазии.

Фантазии на тему «КонстантинопольНаш» продолжил военный эксперт Семен Багдасаров в «Воскресном вечере» с Владимиром Соловьевым. Он прямо так и сказал, мол, нет никакого Стамбула, есть Константинополь. И это наш город! И проливы наши! Это территория Российской империи, грезил наяву военный эксперт Семен Багдасаров. Выкрикивая эти фразы, военный эксперт испытывал явное облегчение. Из гуманизма надо было бы снисходительно отнестись к тому, что люди самоудовлетворяются, фантазируя на старые карты и повторяя застарелый имперский бред. Проблема в том, что беспрепятственное распространение этого бреда и этих фантазий может побудить некоторых людей попытаться воплотить эти галлюцинации в жизнь. Как это случилось недавно с одним полуостровом. После чего страна, которая позволила имперскому бреду овладеть массами, превратилась в изгоя.



Пармантье от Киселева

На днях технологии лжи, которыми постоянно пользуются все без исключения российские федеральные телеканалы, были тщательно проанализированы, документально зафиксированы и получили элегантное французское название «запеканка Пармантье». Дело было так. Дмитрий Киселев выпустил в эфир телеканала «Россия 24» передачу о том, как во Франции евроскептики протестуют против засилья мигрантов и политики Евросоюза.

Кадры толпы, которая швыряет разные предметы в полицейских, сменяли люди, которые что-то возмущенно говорили в камеру. Потом опять толпа, потом опять какой-то человек возмущается. Закадровый переводчик объясняет, что мужчина возмущен тем, что полиция не принимает меры против мигрантов, а преследует его, коренного француза. Девушка, по уверениям закадрового голоса, очень боится мигрантов. А вот пожилая женщина, которая жалуется на то, что работала в мэрии, а ее уволили, заменив сразу тремя мигрантами.

Французский телеканал Canal+ провел расследование, встретился со всеми фигурантами киселевской программы и установил, что все это было фальшивкой. С первого до последнего кадра. С первого до последнего слова. Толпы людей оказались протестующими против нового закона о труде, которые не имеют ничего против мигрантов. Во всяком случае, они собрались не по этому поводу. Люди, которые в камеру якобы протестовали против политики Евросоюза, узнав, какие слова им приписало российское телевидение, возмущенно заявляли, что говорили либо прямо противоположное, либо совершенно на другую тему.

Ведущий передачи Le Petit Journal объяснил, как действует кухня лжи Дмитрия Киселева. Французский ведущий сравнил эту технологию Киселева с рецептом запеканки Пармантье, французского аптекаря, открывшего вXVIIIвеке для французов картофель и придумавшего массу блюд из него. Так вот, запеканка Пармантье готовится слоями: слой пюре, потом мясо, потом снова слой пюре, сверху сухари, масло и сверху обязательно посыпать зеленью. Киселев сначала пускает сюжет о хулиганах, переворачивающих машины, потом интервью с пожилой дамой, потом снова сюжет с площади Республики, где в рамках движения «Ночь на ногах» французские левые вот уже месяц протестуют против принятия закона о труде, суть которого так же неизвестна большинству российских телезрителей, как рецепт приготовления запеканки Пармантье. Потом берет в кадр еще несколько человек, которые ни к чему не имеют никакого отношения. Запеканку от Киселева надо густо присыпать звуковым рядом из слов, которые никто из людей в кадре никогда не говорил. После чего можно скармливать аудитории.

Самое забавное, что уже после того, как французский канал разоблачил кулинарное творчество Киселева на канале «Россия 24», он практически тот же свой сюжет-запеканку с минимальными коррективами пустил в «Вестях недели» на канале «Россия 1». Не пропадать же добру.



Страшилка картонная и «люди дела»

Если на свете есть наивные люди, которые за более чем четверть века еще не поняли, зачем российской власти Ж. и его партия и почему власть разрешает Ж. безнаказанно творить непотребство и нарушать в эфире и за его пределами по дюжине статей УК РФ ежедневно, эти наивные люди должны обязательно посмотреть «Воскресный вечер Владимира Соловьева» от 22.05.2016. А если и тогда не поймут, я уж не знаю, что с ними делать.

Соловьев заявил, что будут обсуждать наши инициативы в Сирии, но про Сирию никому говорить не захотелось, зато все стали кричать про Америку и НАТО. Больше и громче всех орал, естественно, Ж. Сначала он объяснил, что Америка — это страна-урод. Что это больные люди, которые считают, что они лучше всех и хотят господствовать. Вот, например, Наполеон, продолжил Ж., и тут Соловьев удивленно спросил: а что, Наполеон тоже американец? Нет, ответил Ж., Наполеон и Гитлер — они такие же, как американцы, тоже хотели господства, поэтому их всех надо уничтожать.

Когда после Ж. взял слово единоросс Пушков, то, несмотря на абсолютно ястребиный характер его выступления, по сравнению с Ж. он казался вполне вменяемым человеком. Пушков, по сути, призывал к втягиванию в холодную войну, утверждал, что Запад любую попытку договориться воспринимает как слабость, а значит, надо наращивать военную мускулатуру и не идти ни на какие компромиссы. Но он не плевался, не пытался никого укусить и не грозился всех расстрелять и повесить, и уже этим производил выигрышное впечатление на фоне пугал, присутствующих в студии.

ТАСС

Это впечатление усилилось, когда слово вновь взял Ж., который с ходу обвинил Пушкова в капитулянтстве и потребовал нанести превентивный удар. «Надо долбануть и показать, на что способны наши ядерные силы», — призвал присутствующих Ж. И, как выяснилось, у него есть продуманный план и цель, по которой надо долбануть. «В Северном море есть остров, маленькая страна, 200 тысяч населения. Брюсселю сказать, посмотрите, вот остров, видите? Отвернитесь, а теперь нет острова. Страны нету! Дымок идет».

А после приема внутрь изрядной порции Ж. зрителям было предложено залакировать это изрядной дозой Багдасарова с его грёзами о нашем Константинополе и нашими проливами, с его убеждением, что война с Турцией уже идет и поэтому по Турции надо обязательно «долбануть».

И вот после двух этих страшил ужаснейших, один из которых готов испепелить остров в Северном море, второй уже ведет в своих фантазиях войну с Турцией, депутат Пушков, которого выгнали из ПАСЕ и включили во все санкционные списки за жесткую имперскую и милитаристскую позицию, выглядит человеком, с которым можно если не иметь дело, то хотя бы вести диалог.

Это и есть цель. Создать тот абсолютно черный фон, на котором грязно-серая партия жуликов и воров будет выглядеть отрядом рыцарей в сверкающих белых доспехах.

Чтобы усилить этот образ, Пушков дает бой Ж. и Багдасарову. «Вы — провокатор!» — бросает в лицо Багдасарову отважный Пушков. «Вас надо выгнать отсюда! Хватит призывать к войне!» — это уже в адрес обоих картонных страшил, Багдасарова и Ж.

У «Единой России» в сентябре выборы. Их надо как-то выигрывать. Чурова нет, так что большого волшебства не будет. На местах припишут 10-15%, вряд ли больше. На Северном Кавказе и в некоторых регионах Поволжья нарисуют 98%, но это все же меньшая часть России. В остальной части даже с учетом админресурса до искомого большинства не хватает процентов 15-20. Сдувшийся пузырь «Единой России» решили надувать. Одной из технологий такого надувательства стали праймериз «Единой России», которые состоялись в минувшие выходные.

Больше месяца об этом внутрипартийном мероприятии трубили все федеральные телеканалы страны. То есть «Единая Россия» фактически получила еще один гигантский бонус в виде немыслимой по размаху предвыборной агитации за пять месяцев до выборов. Информационное обеспечение предвыборов «Единой России» не ограничивалось только телевидением. При выходе из метро мне всучили газету «Столица Единой России». Это городская общественно-политическая газета московской организации партии «Единая Россия».

Тираж этого изделия — 1 миллион экземпляров. Ничего даже близко похожего на такой тираж в Москве нет и быть не может. Качество изделия обратно пропорционально тиражу. Из восьми полос на первой и второй — портрет Путина и цитаты из него же. На четвертой важная информация, что ЕР — это «партия нашего президента Владимира Владимировича Путина», на третьей секретарь ЦК КПСС, ныне сенатор-единоросс Владимир Долгих, выступает в храме Христа Спасителя. На пятой фото Третьяка более чем 30-летней давности, на шестой — как «Единая Россия» заботится о детях.

А вот на седьмой — изюминка: литературный шедевр — сказка про то, как за счастливое детство девочки Маши боролись в темном лесу следующие персонажи. Во-первых, ее родители, мать, медведица Варя, и отец — Красный бык Гоша. (Я после пятой попытки понять, в чем смысл этой дивной гибридной аллегории, бросил это непосильное для моих мозгов занятие. Кстати, надо при случае у Мизулиной спросить, нет ли тут намека на пропаганду извращения: все-таки Маша — девочка, мама — медведь, папа — вообще бык. Как-то это все не очень.) Вторую группу бойцов за машино счастье составили Красный альфа-бык Зюбр и Красная корова Муму. Тут, вроде, все понятно. Как, впрочем, и с третьей партией, которую представляют Белый опоссум Кася 7% и Белая опоссумша Сюся. Прочитывается и Тукан, лидер Партии болтливых какаду, которому для особо непонятливых автор сего шедевра дал в качестве подсказки отчество — Тукан Какадольфович. Образ Ёжика-резонера лишь намечен пунктиром, но по тому, как Ёжик-резонер тяготеет к свободе, его партийная принадлежность также угадывается. Сказка состоит из трех снов, в каждом из которых Медведица Варя и ее дочь Маша попадают по очереди сначала в страну, где у власти Красная корова Муму с Красным Зюбрем, затем в страну, где правит Тукан, а потом в ужасное болотное государство Белого опоссума Каси 7%, где всюду белые ленты и висит портрет президента Лешего, который продал весь лес и поэтому теперь везде мокрое болото. Но все кончается хорошо: Варя, Маша и Гоша просыпаются и мгновенно решают все свои проблемы, которые никак не могли решить в своих снах, где хозяйничали звери неправильной партийной ориентации.

Для полного счастья мне осталось сообщить, что на последней странице истинный единоросс может попытаться разгадать партийный сканворд, в котором пытливым сторонникам партии власти предлагается угадать фамилию президента РФ и лидера партии «Единая Россия». При этом портреты обоих персонажей тут же размещены, а для тех, кто все равно затруднится с ответом, здесь же даны ответы на вопросы, напечатанные крупным шрифтом.

Напоминаю, что тираж данного изделия по Москве составляет миллион экземпляров. Можно предположить, что общий объем партийно-единоросской макулатуры, выпущенной к этим праймериз, таков, что ею можно выстелить страну по периметру. Трудно сказать, где партия власти находит исполнителей на свою местную прессу, поскольку содержания этого листка постыдился бы самый замшелый редактор самой захолустной районки.

Судя по всему, внутрипартийные праймериз, которые почему-то были поданы как главное событие государственного масштаба и освещались государственным телевидением как настоящие выборы, будут не последней попыткой надуть электоральный потенциал «Единой России» до кондиций, необходимых для победы. Для подавляющего большинства российской политической верхушки альтернативой власти давно стала тюрьма. Поэтому в оставшийся до сентября период все ресурсы государственной пропаганды будут включены на полную мощность. А гражданам, желающим сохранить душевное здоровье, лучше всего на это время спрятать подальше пульт от телевизора и сторониться российских газет, кроме тех немногих, которым еще можно доверять.


Фото: Илья Питалев/ТАСС и Станислав Красильников/ТАСС














  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Время Бурениных
21 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Эта картинка из знаменитого фельетона «Старый палач. Сахалинский тип» Власа Михайловича Дорошевича о В.П. Буренине, одном из самых гнусных представителей российской дореволюционной прессы, стоит у меня перед глазами всякий раз, когда в своих обзорах натыкаюсь на телеканал НТВ и его спецподразделение, «Главную редакцию общественно-правового вещания».У Виктора Петровича Буренина и его многочисленных последователей в путинских СМИ есть одно существенное сходство и два важных различия. Сходство в том, что ни у давно покойного Виктора Петровича, ни у его ныне здравствующих последователей, которых не счесть, особенно в российском телевизоре, нет совести. То есть нет совсем. Просто отсутствует этот инструмент в душе. Души у них тоже, скорее всего, нет. Но это вопрос дискуссионный, и к тому же требующий отдельной экспертизы и участия специалистов в той сфере, где я мало что понимаю. 
Медиафрения. Страшная месть Украины
14 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Дмитрий Муратов уходит с поста главного редактора «Новой газеты». Свое решение он объяснил в интервью ТАСС тем, что «власть должна меняться и избираться, а я 22 года редактор». Выборы главного редактора «Новой газеты» состоятся 17.11.2017, и в них, по словам Дмитрия Муратова, участвуют трое: один из основателей газеты Сергей Кожеуров, редактор отдела политики Кирилл Мартынов и шеф-редактор газеты Алексей Полухин. Свою кандидатуру Дмитрий Муратов просил не выдвигать.
Медиафрения. Война как оздоровительная процедура
7 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путин врет, как дышит. Это во многом – последствия профессиональной деформации. Когда путинское вранье фиксируют и разоблачают оппозиционные политики и публицисты – это одно. Можно усомниться, списать на предвзятое отношение. Но когда путинское вранье опровергает человек, постоянно подчеркивающий свое уважительное отношение к президенту, это совсем другое дело. Это означает, что Путин своим беспрерывным враньем уже достал даже самых лояльных своих подданных.
Медиафрения. Умученные от «Эха»
31 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе Алексей Венедиктов эвакуировал Ксению Ларину за границу. Это хорошая новость. Есть надежда, что руководство «Эха» предпримет меры по повышению безопасности редакционного офиса, хотя бы до уровня безопасности средней школы. Это важно, поскольку государство в лице президента Путина уже заявило, что никаких проблем со свободой слова у нас нет, а что касается покушения на убийство Татьяны Фельгенгауэр, так это же псих, который к тому же приехал из Израиля – что ж с него взять.
Медиафрения. Материализация ненависти
24 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Два дня подряд, 11 и 12 октября 2017 года, на государственном телеканале «Россия 24» выходили сюжеты под названием «Эхо Госдепа» и «Эхо Госдепа-2», в которых рассказывалось, как журналисты радиостанции «Эхо Москвы» проводят антигосударственную кампанию за зарубежные деньги. Назывались фамилии Татьяны Фельгенгауэр и Александра Плющева. Через 11 дней, 23 октября, в редакцию «Эха» пришел человек и ударил Татьяну Фельгенгауэр ножом в горло.
Медиафрения. Ложь-ТВ, Зомби-ТВ, Хам-ТВ, Гоп-ТВ… Что дальше?
17 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В программе «Время покажет» на Первом канале 12.10.2017 обсуждали то, как американцы снимают российские флаги со зданий, откуда ранее были выселены российские дипломаты. Артем Шейнин вел программу, кипя от возмущения. И когда гость, американский журналист Майкл Бом, попытался прокомментировать ситуацию, Шейнин сначала заорал: «Вот ты меня сейчас лучше не беси! А то я тоже с тебя какой-нибудь флаг сниму и повешу за галстук!». «Я тебе в начале программы сказал – сиди! Вот и сиди!» — продолжил воспитание американца Шейнин. Американец попался непонятливый и любознательный. «А то что?» — с улыбкой поинтересовался Бом. Тут Шейнин с криком: «Ты меня провоцируешь!», — подскочил к Бому, отвесил ему легкий подзатыльник и, обхватив американца за шею, принялся угрожающе кричать ему в лицо.
Медиафрения. Шоу-культ Владимира Путина
10 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Когда лжет путинский телевизор, это воспринимается как должное. Путинский телевизор должен лгать, это его нормальное состояние. Когда лгут путинские чиновники, МИД, думцы, сенаторы, это воспринимается как должное. Путинские чиновники должны лгать, это их нормальное состояние. У них есть репутация, которой они соответствуют. И те, кто уважает обитателей путинского телевизора и путинских чиновников, зачастую уважают их, в том числе, за то, что они так ловко и умело лгут. Так в криминальной среде не стыдятся, а уважают за ловкую карманную кражу или успешный грабеж.
Медиафрения. Гигантский талант Владимира Соловьева и культура коммунальной кухни
3 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Так бывает, что какой-то один человек становится символом большого социального явления. Символом ненасильственного сопротивления стал Махатма Ганди. Символом нацистской пропаганды – Юлиус Штрейхер. Не случайно он единственный из всего цеха был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала. Символом того, что царит сегодня в российском телевизоре, является Владимир Соловьев. Именно в нем в концентрированном виде воплотилось все то худшее, что вот уже скоро два десятилетие выливается на головы россиян. Кроме того, Владимира Соловьева стало просто очень много.
Медиафрения. История одного предательства профессии
26 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Алексей Навальный продолжает ездить по стране в рамках своей предвыборной кампании. У этих поездок есть важный побочный эффект. Местные СМИ проходят тест на соответствие профессии. Можно как угодно относиться к Навальному – я, например, отношусь весьма критически – но невозможно не признать политиком федерального уровня человека, способного одновременно вывести на улицы десятки тысяч людей в нескольких десятках городов страны. Местное медиа, которое игнорирует приезд и публичное выступление оппозиционера такого масштаба в свой город может считаться профессиональным лишь в том случае, если это газета рекламных объявлений или журнал для пчеловодов.
Медиафрения. Соловьиный помет
19 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Во время шоу «Вечерний Ургант», которое идет на Первом канале, бывшая телеведущая Ирена Понарошку предложила Ивану Урганту попробовать новое косметическое средство. «Маска приятно пахнет», — заметил Ургант, размазывая по щекам белую субстанцию. «Это — из соловьиного помета», — пояснила Ирена Понарошку. «Это хорошее название для программы на канале «Россия 1», — меланхолично заметил Ургант. Это было 9.09.17. Владимир Соловьев двое суток копил обиду и выплеснул ее 11.09.17 в программе «Вечер», когда обсуждали Украину и Саакашвили.