Медиафрения
23 ноября 2017 г.
Медиафрения. Люди и куклы

ТАСС

Начну с хорошего. Интервью — это один из самых сложных журналистских жанров. Хорошее интервью встречается так же редко, как алмаз чистой воды в толще горной породы. На минувшей неделе было как минимум два хороших интервью, главное достоинство которых в том, что журналистам удалось «раскрыть» героя, показать его публике таким, какой он есть.

На канале «Евроньюс» в программе «Глобальный диалог» в гостях у Изабель Кумар был Михаил Ходорковский, а 3.06.2016 гостем программы «Шустер Live» была Надежда Савченко. При всех громадных различиях между этими двумя людьми их объединяют три вещи. Во-первых, и на Ходорковского, и на Савченко в российских СМИ постоянно выливают мегатонны лживой грязи. Их обоих так шельмуют в России, про каждого из них наплели столько небылиц, что хорошее интервью с ними — это подарок тем в России, кто хочет увидеть истинное лицо этих людей. Во-вторых, и Ходорковский, и Савченко искренние и самостоятельно мыслящие люди. И, в-третьих, каждый из них прошел через российскую тюрьму и на каждого из них этот тюремный опыт наложил свой отпечаток.

Шок, испытанный российской пропагандой в результате внезапного освобождения Савченко, пропагандисты стремятся теперь компенсировать сверхусилиями, направленными на ее профанацию. В последних «Вестях недели» Киселев посвятил Надежде Савченко целый сюжет, который сопровождался баннером «Дикая», вывешенном на заднике студии. Киселев сообщил россиянам, что Надежда Савченко «2 литра водки уже выпила и теперь карабкается на президентский трон».

Прошло сорок лет с тех пор, когда советские газеты клеймили «злостного хулигана» Буковского, «позорного отщепенца» Сахарова и «литературного власовца» Солженицына. С той поры немного изменилась стилистика лжи (она стала намного более чудовищной: тяжело больного 73-летнего Буковского в результате гэбэшной провокации теперь обвиняют в педофилии), но в то же время довольно сильно выросли возможности населения самостоятельно узнать правду: достаточно пару раз кликнуть мышкой в компьютере, который сегодня доступен большинству россиян.

Думаю, что если бы по «России 1» сразу после «Вестей недели» вместо очередного соловьевского шабаша ненависти показали фрагмент «Шустер Live» с Надеждой Савченко, у какой-то части россиян непременно настало бы просветление в мозгах. Возможно, некоторые что-то поняли бы и про Савченко, и про Украину, а главное — про свою страну.

Первое — это моральная обстановка в Украине. Голосование показало, что 72% живут с надеждой на лучшее будущее. Второе — это невероятно высокий уровень поддержки Надежды Савченко. На табло, где постоянно меняются цифры, отражающие уровень поддержки позиции человека в студии, цифра поддержки Савченко менялась в интервале между 90 и 99 процентами. Ни у одного украинского политика, побывавшего в гостях у Шустера, такой устойчивой поддержки на протяжении всей передачи я не видел.

Про то, как она «карабкается на президентский трон», Савченко объяснила, отвечая на вопрос Шустера, хочет ли она быть президентом. «Я летать хочу», — ответила Савченко. И повторила уже с напором: «Я хочу летать». Главное, что поражает в Савченко — это ее искренность и яркая, сильная политическая риторика, невероятно плотная по содержанию, наполненная мощными метафорами, бьющими одновременно и в мозг, и в сердце аудитории. «Украинская власть — это “Титаник”, и вы все — на ”Титанике”». «Украина и Майдан — это граната. Конституция — кольцо. Донбасс — чека. Не надо дергать Конституцию, вы эту гранату не удержите!» — бросает Савченко депутатам Верховной рады, демонстрируя тем из них, кто гранату никогда не видел, все, что с ними может произойти на примере кистевого эспандера.

Савченко прекрасно понимает недостаток своего опыта для политической работы, открыто говорит, что ей надо многое изменить в себе: «Меня сестра солдафонкой называет». И вместе с тем надежды тех, что верит, что «солдафонка» Савченко быстро сломит себе голову в бурном водовороте украинской политики, скорее всего не оправдаются.

Савченко умудряется отвечать на самые каверзные вопросы одновременно со штыковой прямотой, без полутонов, и в то же время без оголтелой размашистости. «Случись вам вести переговоры с Путиным, пожали бы ему руку?» — спрашивает Савик Шустер. Ответ Савченко звучит как детальная инструкция по тактике одиночного бойца, находящегося в малознакомом политическом окружении: «Я в Верховной раде первой подаю руку тем, кого знаю. От тех, кого не знаю, жду, когда они протянут руку, и, если протягивают, пожимаю. Путина я не знаю». Про Донбасс: «Это наши люди. Не все там плохи, и не все у нас хороши. Надо, чтобы сосед (Россия) закрыл границу и убрался. А со своими мы найдем общий язык». Точные, рубленые фразы. Умение четко и ясно изложить свою мысль в короткий промежуток времени. Такого политика Украина, похоже, еще не видела.

Путин заслужил памятник на Крещатике. Во-первых, тем, что своей агрессией сплотил Украину и, тем самым, невероятно ускорил созревание единой украинской политической нации. А во-вторых, он фактически стал политическим антрепренером Надежды Савченко. Если бы не идиотская затея с ее похищением, преступным судебным фарсом и паническим освобождением, Украина не получила бы самого популярного и яркого своего политика.

Михаил Ходорковский играет в сегодняшней российской политике неизмеримо меньшую роль, нежели Савченко в политике Украины. Но по тому вниманию, которое ему уделяют российские СМИ, он не уступает Савченко. В тех же «Вестях недели» от 5.06.2016, в которых Киселев пугал россиян «дикой» Савченко, был сюжет о МБХ. Этим сюжетом Киселев стремился выстрелить дуплетом и поразить одновременно двух неприятелей: Михаила Ходорковского и Павла Гусева. Сюжет у Киселева назывался «Штаб революции», и в нем шла речь о пресс-конференции МБХ, которая проходила в пресс-центре «Московского комсомольца». Понять, о чем говорили Ходорковский и второй участник конференции, Чичваркин, из сюжета в «Вестях недели» было решительно невозможно. Да, собственно, и не для того Киселев делает свои передачи, чтобы зритель что-либо понял.

 В сюжете было показано выступление МБХ полуторагодичной давности, когда он говорил о необходимости мирной революции в России. После чего стрелки переводятся на пресс-центр «МК» как место проведения пресс-конференции — и готово новое обвинение против свежего киселевского врага, Павла Гусева, в том, что «МК» — это «штаб революции».

История о том, как поссорились Дмитрий Константинович и Павел Николаевич, заслуживает отдельной колонки. Поскольку история эта неплохо характеризует нравы в путинском медийном террариуме и повадки местных рептилий. Здесь ограничусь тем, что Гусев нанес ответный удар буквально через несколько часов. Не успело стихнуть эхо киселевских обвинений в адрес Гусева, как в номере «МК» от 6.06.2016 появился донос на самого Киселева. Который в этих же самых «Вестях недели» допустил измену. Оказывается, завершая репортаж о летних соревнованиях в Крыму, Киселев сказал: «Ну и вернемся в Россию». Впору кричать «Слово и дело!», что Гусев, собственно, и делает. То есть Крым-то не Россия, оказывается, по Киселеву. И этот человек еще учит страну патриотизму!

Возвращаемся к программе «Глобальный диалог» на канале «Евроньюс», из которой желающие могут узнать, что такое сейчас МБХ и чего от него можно ждать, а чего ждать не следует. Во-первых, интервью показало, что Ходорковский в прекрасной форме, четко формулирует свои мысли, логичен и последователен. От большинства обитателей российского телевизора его отличает то, что он думает в процессе диалога, в то время как подавляющее большинство российских политиков и экспертов ведут себя как говорящие куклы, включающиеся от вида телекамеры и произносящие ограниченный набор текстов, записанных заранее на спрятанном внутри устройстве.

Тюрьма сильно изменила Ходорковского, и это важно знать всем, кто планирует иметь с ним дело. «Время для меня теперь не имеет значения. Я привык в тюрьме к более длинным промежуткам». Главный вопрос был, конечно, по Крыму. И тут Изабель Кумар, Ходорковского, что называется, пыталась «додавить» до полной однозначности. «Крым должен быть возвращен Украине? Да или нет?» — вновь и вновь добивалась журналистка. МБХ и до тюрьмы был «крепким орешком», а за 10 лет покрылся броней. «Захват Крыма — это беззаконное деяние. Но то, что случилось, то случилось. И сегодня это проблема на долгие годы… Эта проблема стала переломным рубежом, но этот рубеж пройден».

«Да или нет?» — Изабель Кумар понимает, что это ключевой вопрос, и делает правильную журналистскую работу, рассматривая своего собеседника как кроссворд, в котором к концу интервью не должно остаться ни одного неразгаданного слова. «Вы находитесь в парадигме путинской России, — отвечает МБХ. — Один человек не может принять такое решение. Это решение должно учитывать мнение жителей Крыма, Украины и России. Быстрого решения не будет». Конец цитаты.

Вот теперь все становится на свои места. Позиция МБХ, во многом благодаря блестящей работе Изабель Кумар и его собственной искренности и нежеланию подстраиваться под чье-то мнение, стала абсолютно ясна и прозрачна. Очевидно, что с такой позицией у МБХ будет трудная судьба в российской политике, поскольку ни европейски ориентированное либеральное меньшинство, ни, тем более, имперское большинство такую позицию не примет. Но это уже проблемы МБХ, а не журналиста.

 

Кукольный театр Владимира Соловьева

У ранней «Машины времени» была песня «Марионетки», текст которой мог бы стать замечательным фоном ко всем политическим ток-шоу российского телевидения. Особенно органично звучали бы в начале «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым» такие, например, слова: «Кукол дергают за нитки:// на лице у них улыбки, // и играет клоун на трубе.// И в процессе представленья // создается впечатленье, // что куклы пляшут сами по себе». А после окончания «Воскресного вечера» было бы крайне полезно для понимания только что состоявшегося действа исполнить заключительный куплет этой песни: «И кукол снимут с нитки длинной // и, засыпав нафталином, // в виде тряпок сложат в сундуках». Такое музыкальное сопровождение, несомненно, позволило бы повысить уровень толерантности к участникам этих шоу, а у некоторых наиболее сентиментальных граждан даже вызвало бы сострадание к постоянным участникам этого балагана.

А пока будем блокировать это сильнодействующее отравляющее вещество, приняв необходимую дозу противоядия в виде иронии, а также вооружившись логикой и здравым смыслом.

Прежде всего категорически запрещается воспринимать то, что происходит на российском ТВ, как информацию. Иначе можно сойти с ума. Вот, например, в программе «Вести недели» от 5.06.2016 Киселев победно трубит о сокрушительных победах сирийской армии над ИГИЛ и прочими террористами. Только Киселев сложил своих кукол в сундук и убрался с экрана, как в ящике уже Соловьев со своим балаганом и тряпочными артистами, которые наперебой голосят о том, как террористы наступают и захватывают все новые населенные пункты. Тут важно не думать, что вам дают сведения о событиях. Поскольку «…вверх и в темноту уходит нить. // А куклы так ему послушны. //И мы верим простодушно //в то, что кукла может говорить».

Вот с таким аккомпанементом все понятно. Трубач Ж. играет на трубе: «Обострение всем выгодно. Врачам выгодна болезнь. Америке надо ослаблять Европу. Нам выгодно — у нас армия тренируется, ведь армии нужна война! Война всем нужна! Все тренируются!».

Тряпичный тигр Багдасаров: «Хватит дипломатам доверять! Только армия работает хорошо!».

В труппе Соловьева новенькая: Ольга Зиновьева, руководитель зиновьевского клуба, главный редактор журнала «Зиновьев», руководитель Исследовательского центра имени А.А. Зиновьева, инициатор многочисленных международных зиновьевских чтений, вдова А.А. Зиновьева. Амплуа в балагане Соловьева «Мальвина в зрелости». После каждой ее реплики все в студии на пару секунд смущенно умолкают и стараются не смотреть друг на друга. Например, после этой: «Когда нацистская Германия уже вторглась в Советский Союз, советская сторона, которая всегда соблюдала свои обязательства, продолжала отправлять в Германию эшелоны с хлебом». Конец цитаты. В студии Соловьева тяжелая пауза.

Вообще из этого зиновьевского клуба порой по ночам раздаются странные звуки. Там у них есть один профессор, который знает, что Гитлер не покончил жизнь самоубийством, а спрятался в полости в земле под Северным полюсом (этот профессор доподлинно знает, что там есть теплые пространства) и прожил там до 65 лет, пока наши подводные лодки (!) его оттуда не выгнали в Аргентину, где уже наш КГБ его наконец прикончил. Полагаю, этот профессор в резерве у Соловьева и ждет своей очереди в пыльном сундуке.

После рекламной паузы состав балаганной труппы частично меняется, и куклы обсуждают адские гонки «золотой молодежи». Все очень возмущаются. Елена Ямпольская (это еще одна Мальвина в театре Соловьева) зрит в корень и насквозь видит причины «опасного вождения»: «Душой человека никто не занимается. За те 20 лет, когда лепили потребителя, русского человека не стало. Он перестал быть русским человеком». Вероятно, в тот момент, когда Гоголь писал «И какой же русский не любит быстрой езды?», в нем взбурлили малороссийские крови и он в припадке русофобии написал всю эту клевету на русских и все эти русофобские «Мертвые души».

После Мальвины-2 опять начал оглушительно дудеть Ж.: «Виноват Ельцин и демократы. Хулиганы на дорогах, это все 90-е виноваты. Они (нынешняя «золотая молодежь») родились в 1998 году во время дефолта».

Тут время воскресного балагана закончилось, настало время куклам сниматься с ниток и отправляться в сундук с нафталином.

 

Кукла против человека

Иногда, потехи ради, кукловод Соловьев выставляет одну из своих кукол против живого человека. Последний раз такое случилось 2.06.2016 в передаче «Поединок», когда в студии встретились Сергей Кургинян и Леонид Гозман. Различить, кто из них кукла, а кто человек, было очень просто, даже если не знать заранее. Человек обычно, отвечая на вопрос, думает. У куклы просто включается микрофон в животе. Гозман задумывался, прежде чем ответить, иногда делал паузы. Кургинян орал и плевался сразу, не дослушав вопроса. Причем то, что он орал и чем плевался, к заданному вопросу никогда не имело никакого отношения.

Темой «поединка» был обмен репликами между Кудриным и Путиным, когда Кудрин предложил снизить уровень международной напряженности, а Путин в ответ почему-то заявил, что он суверенитетом не торгует. Как будто Кудрин приценивался.

Гозман с этого недоумения и начал, сказав, что суверенитет наш никому не нужен, что это мышление XIX века, когда стремились захватывать чужие территории, не умея толком обустроить свои.

Диалог человека с куклой в принципе невозможен. Его и не было. Кургинян послушно включался по команде Соловьева и продолжал орать и плеваться с того самого места, на котором его в прошлый раз прервал ведущий. «Суверенитетом нельзя поступаться!». «Только сильное государство может привлечь инвестиции!». «Главное — не сворачивать: если ты уступил, тут же проиграл!». «Главное — истребить либеральную экономику!». «Вы (это он Гозману) все время ищете, под кого бы лечь!».

Гозман в какие-то моменты пытался реагировать, пытался даже обращаться непосредственно к Кургиняну, объясняя ему, что сам предмет дискуссии существует лишь в голове Кургиняна, возможно, в голове Соловьева и еще в голове их хозяина, тому, которого «не видно» и к которому «вверх и в темноту уходит нить». «Вы боретесь с привидениями, которые вы сами выдумали!» — взывал Гозман. И, на мой взгляд, делал это напрасно, поскольку, оказавшись на одной сцене с куклами, есть смысл обращаться не к тем, кто на сцене, а к зрителям, среди которых пока еще довольно много живых людей.


Фото: Артем Коротаев/ТАСС

ПОМОГИ ЕЖУ!

Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа 













  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Время Бурениных
21 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Эта картинка из знаменитого фельетона «Старый палач. Сахалинский тип» Власа Михайловича Дорошевича о В.П. Буренине, одном из самых гнусных представителей российской дореволюционной прессы, стоит у меня перед глазами всякий раз, когда в своих обзорах натыкаюсь на телеканал НТВ и его спецподразделение, «Главную редакцию общественно-правового вещания».У Виктора Петровича Буренина и его многочисленных последователей в путинских СМИ есть одно существенное сходство и два важных различия. Сходство в том, что ни у давно покойного Виктора Петровича, ни у его ныне здравствующих последователей, которых не счесть, особенно в российском телевизоре, нет совести. То есть нет совсем. Просто отсутствует этот инструмент в душе. Души у них тоже, скорее всего, нет. Но это вопрос дискуссионный, и к тому же требующий отдельной экспертизы и участия специалистов в той сфере, где я мало что понимаю. 
Медиафрения. Страшная месть Украины
14 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Дмитрий Муратов уходит с поста главного редактора «Новой газеты». Свое решение он объяснил в интервью ТАСС тем, что «власть должна меняться и избираться, а я 22 года редактор». Выборы главного редактора «Новой газеты» состоятся 17.11.2017, и в них, по словам Дмитрия Муратова, участвуют трое: один из основателей газеты Сергей Кожеуров, редактор отдела политики Кирилл Мартынов и шеф-редактор газеты Алексей Полухин. Свою кандидатуру Дмитрий Муратов просил не выдвигать.
Медиафрения. Война как оздоровительная процедура
7 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путин врет, как дышит. Это во многом – последствия профессиональной деформации. Когда путинское вранье фиксируют и разоблачают оппозиционные политики и публицисты – это одно. Можно усомниться, списать на предвзятое отношение. Но когда путинское вранье опровергает человек, постоянно подчеркивающий свое уважительное отношение к президенту, это совсем другое дело. Это означает, что Путин своим беспрерывным враньем уже достал даже самых лояльных своих подданных.
Медиафрения. Умученные от «Эха»
31 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе Алексей Венедиктов эвакуировал Ксению Ларину за границу. Это хорошая новость. Есть надежда, что руководство «Эха» предпримет меры по повышению безопасности редакционного офиса, хотя бы до уровня безопасности средней школы. Это важно, поскольку государство в лице президента Путина уже заявило, что никаких проблем со свободой слова у нас нет, а что касается покушения на убийство Татьяны Фельгенгауэр, так это же псих, который к тому же приехал из Израиля – что ж с него взять.
Медиафрения. Материализация ненависти
24 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Два дня подряд, 11 и 12 октября 2017 года, на государственном телеканале «Россия 24» выходили сюжеты под названием «Эхо Госдепа» и «Эхо Госдепа-2», в которых рассказывалось, как журналисты радиостанции «Эхо Москвы» проводят антигосударственную кампанию за зарубежные деньги. Назывались фамилии Татьяны Фельгенгауэр и Александра Плющева. Через 11 дней, 23 октября, в редакцию «Эха» пришел человек и ударил Татьяну Фельгенгауэр ножом в горло.
Медиафрения. Ложь-ТВ, Зомби-ТВ, Хам-ТВ, Гоп-ТВ… Что дальше?
17 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В программе «Время покажет» на Первом канале 12.10.2017 обсуждали то, как американцы снимают российские флаги со зданий, откуда ранее были выселены российские дипломаты. Артем Шейнин вел программу, кипя от возмущения. И когда гость, американский журналист Майкл Бом, попытался прокомментировать ситуацию, Шейнин сначала заорал: «Вот ты меня сейчас лучше не беси! А то я тоже с тебя какой-нибудь флаг сниму и повешу за галстук!». «Я тебе в начале программы сказал – сиди! Вот и сиди!» — продолжил воспитание американца Шейнин. Американец попался непонятливый и любознательный. «А то что?» — с улыбкой поинтересовался Бом. Тут Шейнин с криком: «Ты меня провоцируешь!», — подскочил к Бому, отвесил ему легкий подзатыльник и, обхватив американца за шею, принялся угрожающе кричать ему в лицо.
Медиафрения. Шоу-культ Владимира Путина
10 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Когда лжет путинский телевизор, это воспринимается как должное. Путинский телевизор должен лгать, это его нормальное состояние. Когда лгут путинские чиновники, МИД, думцы, сенаторы, это воспринимается как должное. Путинские чиновники должны лгать, это их нормальное состояние. У них есть репутация, которой они соответствуют. И те, кто уважает обитателей путинского телевизора и путинских чиновников, зачастую уважают их, в том числе, за то, что они так ловко и умело лгут. Так в криминальной среде не стыдятся, а уважают за ловкую карманную кражу или успешный грабеж.
Медиафрения. Гигантский талант Владимира Соловьева и культура коммунальной кухни
3 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Так бывает, что какой-то один человек становится символом большого социального явления. Символом ненасильственного сопротивления стал Махатма Ганди. Символом нацистской пропаганды – Юлиус Штрейхер. Не случайно он единственный из всего цеха был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала. Символом того, что царит сегодня в российском телевизоре, является Владимир Соловьев. Именно в нем в концентрированном виде воплотилось все то худшее, что вот уже скоро два десятилетие выливается на головы россиян. Кроме того, Владимира Соловьева стало просто очень много.
Медиафрения. История одного предательства профессии
26 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Алексей Навальный продолжает ездить по стране в рамках своей предвыборной кампании. У этих поездок есть важный побочный эффект. Местные СМИ проходят тест на соответствие профессии. Можно как угодно относиться к Навальному – я, например, отношусь весьма критически – но невозможно не признать политиком федерального уровня человека, способного одновременно вывести на улицы десятки тысяч людей в нескольких десятках городов страны. Местное медиа, которое игнорирует приезд и публичное выступление оппозиционера такого масштаба в свой город может считаться профессиональным лишь в том случае, если это газета рекламных объявлений или журнал для пчеловодов.
Медиафрения. Соловьиный помет
19 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Во время шоу «Вечерний Ургант», которое идет на Первом канале, бывшая телеведущая Ирена Понарошку предложила Ивану Урганту попробовать новое косметическое средство. «Маска приятно пахнет», — заметил Ургант, размазывая по щекам белую субстанцию. «Это — из соловьиного помета», — пояснила Ирена Понарошку. «Это хорошее название для программы на канале «Россия 1», — меланхолично заметил Ургант. Это было 9.09.17. Владимир Соловьев двое суток копил обиду и выплеснул ее 11.09.17 в программе «Вечер», когда обсуждали Украину и Саакашвили.