Церковь и государство
14 ноября 2018 г.
Заседание парткома

ТАСС

Всеправославный собор, завершившийся в прошедшее воскресенье на Крите, чем-то напомнил заседание политбюро ЦК КПСС во времена застоя. Вроде обсудили важные вопросы, приняли директивные документы, получили всеобщее «одобрямс». А на практике-то пшик — и обсуждения толком не было, и документы не самые актуальные, и «одобрямс» под вопросом.

Конечно, немного жаль, что Русская православная церковь вместе с Грузинской, Болгарской и Антиохийской проигнорировала представительное собрание. Как-никак, а 10 их 14 церквей приехали, Чистый же переулок встал в позу, решил подыгрывать отечественным фундаменталистам, уже окрестившим собор «волчьим». Можно было и мудрее себя повести, продемонстрировав заодно другим конфессиям свое единство. Православные фундаменталисты все равно надолго не успокоятся, лобзания патриарха Кирилла с папой Франциском они не забыли.

Но, с другой стороны, ничего страшного не произошло. Не поехали — и не поехали. Пути церковной демократии после собора не стали прямее. Есть православная вертикаль с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Есть и еще одна — с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Им, первоиерархам, все вертикали строить. Любят они это дело.

Константиновская эпоха, с которой началось самое тесное «симфоническое» сотрудничество Церкви и государства, закончилась. Но находящиеся у руля мирового православия греки, наследники Византии, думают иначе и хотят рулить в православном мире дальше. Отсюда многие интриги недавней встречи на Крите.

Бьются потомки великой Византии со славянами за влияние внутри церковной ограды. И не понимают того, что православный глобализм, завернутый в упаковку универсальной экклезиологии, себя изжил. Соборность сегодня по-настоящему может быть реализована на уровне общины, прихода, локальной религиозной единицы. А в глобальных структурах, где командует церковная бюрократия, соборность под большим вопросом. Поскольку без полноценного участия мирян масштабные православные тусовки превращаются в пшик, в политическую игру. А реальные вопросы церковной жизни отходят на второй план, улетучиваются.

Вот и к критской встрече церковная бюрократия готовилась без малого пятьдесят лет. И показала свое бессилие, выведя за скобки обсуждения такие важные для всех верующих темы, как календарный вопрос, унификация канонического права, проблема границ Церкви (которая напрямую связана с экуменизмом).

Конечно, на Крите обсуждали интересные проблемы (о миссии, о браке, о посте, о православной диаспоре и церковной автономии). Но все-таки не такие важные. И приняты документы были в весьма обтекаемых формулировках. При этом их принятие происходило в атмосфере строгой секретности. Журналистов не пускали на заседания. Возможность для встреч и бесед представителей СМИ с предстоятелями церквей не предусматривалась. Официальная информация предоставлялась дозированно. Онлайн трансляции часто прерывались. Можно подумать, что на повестке дня соборян стояла программа вооружения всего православного населения или что-то вроде этого. Даже некоторые греческие информационные агентства покинули встречу, мотивируя это тем, что условия работы совершенно неприемлемы.

Определенной интригой собора стал украинский вопрос. Накануне встречи Верховная рада Украины обратилась к председателю собора с просьбой рассмотреть вопрос о полноценной самостоятельности (автокефалии) Украинской церкви. На критском совещании проблема эта не была поставлена, но обсуждалось в кулуарах.

Можно сказать, что процесс идет. И открытое вмешательство стамбульского Вселенского патриарха в украинские дела неизбежно. Другое дело, понравится ли самим украинцам это вмешательство, когда дело дойдет до реальных кадровых назначений. Вон в Париже греки так порадели о судьбе русской архиепископии, доставшейся им в наследство от русской эмиграции, что уничтожили многие ее права. Действовали примерно так, как Москва в Сурожской епархии. Один авторитаризм другого стоит.

В долгосрочной перспективе появление еще одной независимой славянской церкви на руку русскому православию. Не будут же вечно Украина и Россия в плохих отношениях. Когда-то все изменится. Поэтому важно, чтобы Москва не осталась в стороне от процесса. Тогда можно будет договориться и о судьбе тех приходов, которые решат остаться в Московском патриархате. По-хорошему договориться.

На греческом острове мировое православие продемонстрировало свою неспособность действовать сообща. «Духовные скрепы» не работают не только в России, но и в мире. Но патриарха Варфоломея, похоже, это мало волнует. Ему нравится сидеть во главе стола. Поэтому он хочет превратить собор в серию встреч, организуемых под его омофором.

Такое бесконечное заседание парткома с несменяемым парторгом. И с обязательной телевизионной картинкой по CNN.


Фото: Греция. Ханья. 16 июня 2016 года. Глава Константинопольской православной церкви Вселенский патриарх Варфоломей I (в центре) во время прибытия на Крит для участия во Всеправославном соборе. Sean Hawkey/AP/ТАСС


ПОМОГИ ЕЖУ!
Если вы приняли решение поддержать «Ежедневный журнал»,
вы можете сделать перечисление с назначением платежа 

«ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ «ЕЖЕДНЕВНОГО ЖУРНАЛА»
















  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.