Церковь и государство
15 декабря 2018 г.
Гундяев и Кузнецова — за криминальные аборты
28 СЕНТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Владимир Гундяев подписал обращение о полном запрете абортов в России. Анна Кузнецова его горячо поддержала. Это не было бы новостью, если бы речь шла о двух частных лицах. Но Владимир Гундяев служит в Московской патриархии патриархом, а Анна Кузнецова работает уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка. То есть Гундяев возглавляет в России религиозную ветвь власти (не надо лицемерить: такая ветвь вопреки Конституции есть, законодательной и судебной — нет, а религиозная — есть), а Кузнецова представляет в вопросах семьи и детства государство.

Оба, естественно, тут же стали врать. Кузнецова немедленно наврала, что «весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты». Пресс-секретарь Гундяева Александр Волков соврал, что в бумаге, подписанной его шефом, говорится не о полном запрете абортов, а лишь «о выводе услуг по оказанию абортов (извините, он так написал — И.Я.) из системы обязательного медицинского страхования».

С враньем гундяевского пресс-секретаря все просто. Бумага, подписанная Владимиром Гундяевым, есть и на официальном сайте Московского патриархата, и просто так в интернете гуляет. И там, после слов «Мы, граждане Российской Федерации, выступаем за…» следуют слова «запрет хирургического и медикаментозного прерывания беременности», а также «запрет противозачаточных средств с абортивным действием». Да, действительно, в обращении есть пункт о прекращении оказания материальной поддержки производства абортов из федерального бюджета. Но этот пункт является отдельным дополнением, а требование запрета абортов прописано в бумаге четко и ясно и не оставляет ни малейших сомнений в том, что речь идет о полном и безоговорочном запрете абортов.

С враньем Анны Кузнецовой чуть сложнее. Поскольку неясно, что она имеет в виду, произнося слова «весь цивилизованный мир». Страны мира можно разделить на несколько групп по их отношению к абортам. Полный запрет, не предусматривающий никаких исключений (как в обращении, подписанном Гундяевым), существует в Никарагуа, Сальвадоре, Чили, Филиппинах и на Мальте. Дальше начинается градация. В ряде стран Латинской Америки аборты допустимы только по медицинским показаниям, в таких государствах, как Индия, Великобритания и Исландия, кроме медицинских показаний оправданием аборта могут служить и социальные, и экономические обстоятельства. В США, Канаде, Китае, а также во многих странах Европы существует полная свобода аборта, то есть за женщиной признается полное право распоряжаться своим телом и своей судьбой.

Проблема абортов — одна из самых сложных и остро дискутируемых в современном мире. И «весь цивилизованный мир» не первое десятилетие пытается найти выход из мучительного противоречия, понять, что выше: права эмбриона на жизнь или права женщины на личную неприкосновенность и свободу распоряжаться собственным телом.

Есть мировая и отечественная практика. Ее невозможно опровергнуть. Запрет абортов не сокращает их численность, но обязательно приводит к громадному числу смертей и инвалидностей женщин от незаконных абортов, а также росту детоубийств и брошенных детей. После запрета аборт автоматически превращается либо в дорого оплачиваемое преступление, либо в самопальное прерывание беременности, крайне опасное для жизни женщины.

После того как в нашей стране в 1920 году аборты были легализованы, смертность от них уменьшилась сразу с 4% до 0,28%.

В 1936 году советское правительство «пошло навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин», и 27.06.1936 СНК СССР и ЦИК издали постановление о запрете абортов. И дальше надо просто смотреть статистику. Материнская смертность от абортов: 1935 год (до запрета) — 26%, 1940 год — 51%, в начале 50-х — более 70%. После отмены запрета в 1955-м смертность от абортов резко пошла вниз. Статистики по детоубийствам достоверной нет, но, по косвенным данным, при запрете абортов она резко возрастает.

Чтобы довести ситуацию до окончательного абсурда правительство РФ поддержало запрет бэби-боксов, то есть «окон жизни», специально оборудованных мест в медицинских учреждениях для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечение государства.

Я помню кадры из фильма, сделанного противниками абортов. Там эмбрион пытается увернуться от врача, который его убивает. Очень жалко это не родившееся существо. Хочется сразу все запретить. Есть душераздирающие фильмы про алкоголиков, после которых возникает непреодолимое желание ввести смертную казнь за производство водки и торговлю ею.

Увы, мир так устроен, что простые решения, как правило, приводят к последствиям, прямо противоположным устремлениям инициаторов этих решений. «Сухой закон» оборачивается ростом криминала и смертей от паленой водки и денатурата. Запрет абортов — ростом материнской смертности и беспризорности. Список дурацких запретов и дурацких законов очень длинный.

И Владимир Гундяев, и Анна Кузнецова люди церковные. Находятся в лоне РПЦ. Видимо, им следует сосредоточить свои усилия на работе именно в этом лоне и прекратить лезть в лона тех женщин нашей страны, которые пускать их туда совершенно не намерены.












  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.