Медиафрения
20 ноября 2017 г.
Медиафрения. Муха
11 ОКТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ЕЖ

Главным событием вторых теледебатов Дональда Трампа и Хиллари Клинтон стала муха, которая села на бровь кандидата от Демократической партии и отказалась улетать с этого места до конца выступления госпожи Клинтон. Именно так было представлено российской публике главное мировое событие главным российским государственным агентством РИА «Новости». Фотографию мухи и описание ее поведения, а также отклики на действия мухи в социальных сетях РИА «Новости» публикуют на первой полосе, в рубрике «Картина дня», там, где всегда размещаются новости о важнейших мировых событиях, которые могут изменить судьбы планеты. О том, как сложилась судьба мухи после окончания дебатов, РИА «Новости» пока не сообщают.

О том, что президент Франции Франсуа Олланд в интервью TF-1 высказал сомнения в том, есть ли ему смысл принимать Путина во время визита российского президента в Париж 19.10.2016, РИА «Новости» сообщили как о «слухах». Причем, в материале, предметом которого было не само заявление французского президента, а реакция путинского пресс-секретаря Пескова, который как всегда заявил, что ему никто ничего официально не докладывал. Важные для россиян сообщения о том, что и Хиллари Клинтон и Франсуа Олланд фактически назвали Путина и Асада военными преступниками и будут требовать расследования их преступлений в Сирии, с трудом можно было разглядеть за горой не имеющих никакого значения деталей. Все заслонила муха.

«БЫЛА АМЕРИКА – НЕТ АМЕРИКИ»

Если бы кто-то, совершенно не знакомый с внешней политикой России, а также с ее медийным полем, захотел бы узнать об этих вещах и при этом потратить не более полутора часов, ему можно было бы порекомендовать посмотреть на телеканале «Россия-1» программу «Поединок» с Владимиром Соловьевым от 6.10.2016 года. Зрелище малоприятное, зато все сразу становится на свои места. Это взгляд на мир глазами российского официоза. Разве что чуть-чуть гротескный, поскольку от России поединщиком был лидер ЛДПР, а от США, точнее, от всего западного мира – американский журналист Майкл Бом. Тема вечная – Россия и Запад. В интерпретации Соловьева: «Доколе вы будете нас провоцировать, и доколе мы будем это терпеть».

Происходящее напоминало советские карикатуры, на которых наш солдат (рабочий, колхозник) шутя стирает в порошок крошечного пузатого империалиста (варианты: фашиста или тощего, но все равно пузатого дядю Сэма). На роль карикатурного американца журналист Майкл Бом подходит прекрасно. Он, правда, не пузатый, но это неважно. Главное, он маленький и совершенно беспомощный. Пожилой и беспрерывно истекающий желчью Ж., конечно, не похож на могучий, добрый, но справедливый символ СССР из старых карикатур, но на то и гротеск. Зато его полемическую гениальность и харизму постоянно превозносят до небес сам Соловьев и назначенный Соловьевым в выдающиеся российские мыслители Карен Шахназаров.

Ж. начал с того, что объяснил Бому, что такое США. «Вы – уголовники, сбежавшие из Европы! Ваши выборы – фальшивка! Вы – государство-урод! Вы – провокаторы! А еще вы уничтожаете наши подводные лодки! Но у нас бомбоубежищ хватит на всех, поэтому мы войны не боимся!»

Карикатурный американец Майкл Бом вел себя в соответствии с амплуа. Пытался умиротворить Ж. заявлениями, что обе стороны — и США, и Россия — виноваты, что США исправились и больше не будут так себя вести. Кроме того Бом все время стремился перехохмить Соловьева, что, учитывая несопоставимую разницу в профессионализме и клоунском стаже, было делом совершенно безнадежным.

Карикатура, шарж – это ведь не только для потехи. Выпячивая наиболее характерные черты оригинала, они помогают этот оригинал лучше понять. ЛДПР – карикатура на Россию, Ж. – шарж на Путина. Когда разумные люди недоумевают, зачем Путин грозит США, которые сильнее России в десять раз, этим разумным людям надо просто иногда послушать Ж. Вот, например:

«Можно провести спецоперацию на небольшой части Америки. Применить магнитное оружие. Помните, было цунами – 200 тысяч человек погибло?»

Соловьев (испуганно): «Так это мы?!»

Ж.: «Конечно! Земная ось – повлиять можно. Сдвинуть чуть влево – и нет Америки! Мы – можем, вы (обращаясь к Бому) – не можете! Посмотрели в подзорную трубу: была Америка – нет Америки!» Чтобы понять то, что делает Путин, надо иногда слушать Ж. Потому что Путин в какие-то моменты — это и есть Ж. А со временем Путин все больше становится похож на свою карикатуру, придет время – станет неотличим от нее.

ВО СЛАВУ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ

Таких «Вестей недели», как те, что Дмитрий Киселев учинил 9.10.2016, кажется, еще не было. Все два часа на экране шла война. Только в конце было два относительно мирных сюжета. Один – про наш балет в Америке. Но и этот сюжет был пронизан агрессией, которая сквозила в комментариях Киселева. Он все время пытался рассказать, что, мол, Америка получила прививку красоты, подчеркивая, что балет – это такое наше эстетическое оружие.

Второй невоенный сюжет можно назвать геополитическим, поскольку в нем речь шла о новых деньгах, на которых теперь будут изображены виды Владивостока и Севастополя. Особенно геополитически был представлен Севастополь.

Историк Вадим Хапаев объяснил, что именно здесь находятся истоки русской ментальности и именно отсюда повелась русская культура. Поскольку город Севастополь был основан в 1783 году, некоторые русофобы могут решить, что до этого времени у русских вообще не было ни ментальности, ни культуры. Это, конечно, во-первых, обидно, а во-вторых, не так. Видимо, историк Вадим Хапаев имел в виду т.н. Корсунскую легенду о крещении князя Владимира в захваченном им по такому случае византийском городе Херсоне. Правда, академик Лихачев, анализируя текст «Повести временных лет», куда эта легенда была включена, приходит к выводу, что Владимир все-таки крестился до захвата Херсона, и было это под Киевом. Но поскольку Дмитрий Сергеевич уже возразить не может, а считать Киев истоком русской ментальности и культуры, а тем более размещать его виды на российских банкнотах — это нечто совершенно невообразимое, то пусть будет Севастополь. Тем более что, кроме россиян, его никто частью России не считает.

Зато все остальные сюжеты были один к одному. Если кто-то всю минувшую неделю провел в местах, где нет российского телевидения, а в воскресенье приехал и включил «Вести недели», то в голове этого путешественника возникла бы твердая уверенность, что пока он где-то шлялся, началась мировая война. Ну, или вот-вот начнется.

«Будем сбивать!» — такой плакат украшал задник студии Киселева, когда шел сюжет о конфликте России и США в Сирии. Дипломаты попрятались, на сцену вышли военные. «Разговор пошел по-пацански», — так откомментировал Киселев то обстоятельство, что теперь место главного ньюсмейкера занял начальник пресс-службы Минобороны, генерал Игорь Конашенков, оттеснив на второй план свою коллегу из МИДа Марию Захарову.

Все российские СМИ широко комментируют заявление замминистра обороны Николая Панкова, который собрался возвращать российские военные базы на Кубу и во Вьетнам.

Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, прогуливаясь по обширной территории своего института, делился с Дмитрием Киселевым заветными мечтами. Оказывается, все эти годы он ностальгировал по тому «ядерному политбюро», которое во времена «холодной войны» управляло планетой.

Кадры бойни под Алеппо сменяются сюжетом из Дагестана, где бои с группировкой террористов ведет бронетехника. Сидящий спиной к камере сотрудник сообщает, что за год уничтожено 83 боевика. Потом показывают аллею погибших сотрудников правоохранительных органов. Тут цифры не называются, но аллея длинная…

РАСКРЫТ «СЦЕНАРИЙ» ЕВРОПЕЙСКОЙ ВОЙНЫ

Есть мнение, что, поскольку российская верхушка очень сильно интегрирована в Запад, то никакого риска войны не существует. Эту точку зрения изложил Олег Кашин в публикации «Как отличить настоящую холодную войну от имитации». Кашин утверждает, что «с Советским Союзом умерла не только плановая экономика, но и возможность перестреливаться через железный занавес». Утрату этой соблазнительной возможности публицист Кашин связывает с как раз с интересами путинской верхушки: «С чем и за что они будут воевать – воевать с собственными альпийскими шале и замками на Лазурном берегу? Воевать за возможность никогда больше не увидеть свою заграничную собственность?» Конец цитаты.

Рассуждения публициста Кашина выглядят достаточно убедительными и логичными. Хорошо помню, как летом 2008 года так же логично и убедительно рассуждал другой публицист, Леонид Радзиховский, объясняя, что ни с какой Грузией никто в России ни при каких обстоятельствах воевать не будет. Беда в том, что войны начинаются не потому, что кто-то путем логических умозаключений пришел к выводу, что ему это выгодно. Все последние войны — и прошлого, и нынешнего столетия — рождались из безответственной болтовни одних, оголтелого вранья других, глупости третьих и безумия четвертых.

Когда всю неделю на экранах такие люди, как Ж., Сатановский и Соловьев, война банализируется, перестает быть чем-то недопустимым, превращается в нечто вполне нормальное, что можно впустить в душу, сделать фактически членом семьи.

«Надо перестать обсуждать страх!» — исступленно хрипит политолог Дмитрий Куликов, требуя от россиян, чтобы они не надеялись, что война их минует. «Вопрос в том, кто быстрее сдохнет!» — так в его интерпретации выглядят российско-американские отношения.

«Бомбить! Бомбить! Бомбить!» — потребовал от телезрителей неугомонный Ж. И как только ему дали слово добавил: «И базы. И флот наш должен бессрочно патрулировать все мировые океаны и моря!»

«Вам сколько баз хватит?» — деловито спрашивает Соловьев. Такое впечатление, что он сейчас достанет бланк и начнет оформлять заявку лидера ЛДПР на создание военных баз по всему миру. Ж. на секунду задумывается. «Хорошо бы сто!» — мечтательно тянет он, и лицо его на мгновение приобретает непривычно умиротворенное выражение.

Но тут же понимает, что время в эфире надо использовать с отдачей и добавляет ада в студию. Оказывается, ему недавно принесли план европейской войны: Украина нападает на Россию, а немцы выступают на стороне Украины. В случае победы американцы отпускают немцев на волю и позволяют им самим выбрать себе канцлера.

Потрясенный Соловьев пытается узнать, как в распоряжении Ж. оказался такой страшно секретный документ и знает ли об этом военное руководство России. Выясняется, что Ж. этот секретный план получил от некоего художника, который выставлялся в Германии, и там ему (художнику) раскрыл этот секретный план немецкий генерал. И это неудивительно, поскольку русское искусство оказывает на непросвещенных европейцев гипнотическое воздействие. Примерно такое же, как на россиян телевизор.

КАК АЛЕКСАНДР ХИНШТЕЙН ОТРЕДАКТИРОВАЛ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО

Последняя часть «Воскресного вечера» была посвящена санкциям против России. И здесь ярко выступил депутат Александр Хинштейн (на фото внизу слева). Он объяснил, что Россия с легкостью преодолеет проблему санкций. «Этому надо противопоставить единство России», — сообщил депутат Хинштейн. Но главное наше оружие против санкций, оказывается, недавно изготовил Путин.

«Президент подписал положение о национальной гвардии! — радостно объявил депутат Хинштейн. – И это адекватный ответ на угрозу санкций». И тут же нашел обоснование в истории. Вот, к примеру, Александр III утверждал, что у России два союзника: армия и флот. Но это было тогда, во времена Александра III. А теперь Александр Хинштейн вывел новую формулу, несколько отредактировав предпоследнего императора. «У России три союзника: армия, флот и национальная гвардия!» — торжественно провозгласил депутат Хинштейн, тем самым вписав свое имя в историю по соседству с царем-миротворцем.

ТАСС

Правда, через пару минут выяснилось, что санкции против России – это для нас благо, поэтому непонятно, зачем вообще на них как-то отвечать. «Весь набор санкций никакого удара России не нанес, — уверенно заявил депутат Хинштейн. — За счет санкций у нас увеличилась экономика». После этих слов депутата у меня возник лишь один вопрос: вот в ближайшее время Хинштейн, как и другие депутаты, будет обсуждать бюджет Российской Федерации. В этом документе есть всякие цифры, в том числе и те, которые позволяют понять, куда движется экономика страны. Так вот, вопрос: депутат Хинштейн при голосовании за бюджет будет это делать с завязанными глазами, чтобы не повредить свою патриотическую картину мира, или ему достаточно будет просто зажмуриться?

Это, впрочем, касается картины внешнего мира в голове депутата Хинштейна. Он очень обрадовался, что выборы президента США состоятся, как он узнал, 4 ноября. «4 ноября побеждает Трамп, а у нас как раз праздник, пусть приезжает, мы его встретим!» — гостеприимно пригласил депутат Хинштейн. Полагаю, надо из человеколюбия попросить окружение депутата Хинштейна не говорить ему, когда в действительности состоятся выборы американского президента, и ни в коем случае не сообщать ему их результаты.

Но, конечно, душой компании был как всегда Владимир Соловьев. Именно он был камертоном, по которому все остальные на российском телевидении настраивают свои инструменты. Соловьев – певец насилия и убийства. Он не играет, а искренне любит это дело и так же искренне ненавидит мир и сотрудничество. Убеждение, что все вопросы можно и нужно решать только насилием, красной нитью проходит сквозь все его передачи. «Мы попытались, чтобы вы нас любили: больно, неинтересно и невыгодно», — заявил Соловьев, обращаясь к иностранным экспертам в студии. «Когда вы нас любите, это хуже, чем когда вы нас боитесь», — добавил он. И завершил свой экскурс в философию дипломатии фразой, которая достойна стать цитатой: «Ничто так не помогает торговле, как ядерное оружие».

«Фонтанка» сообщила, что питерский губернатор Георгий Полтавченко утвердил продовольственные нормативы на случай войны. Если завтра война, каждый житель культурной столицы России может быть уверен: в течение 20 дней он будет получать по 300 граммов хлеба.

После того как любознательные питерцы стали интересоваться, означает ли это, что грядущая война продлиться не более 20 дней, а также выяснять, кто в этой войне победит, из Смольного поступило разъяснение. Мол, эти 300 граммов не на случай войны, а на случай голода. А на случай войны гражданам России надо надеяться не на мэрию, а на Росрезерв. «А, ну тогда все нормально, а то мы уже стали беспокоиться», — сказали россияне и поспешили к телевизорам, чтобы не пропустить, что нового скажут сегодня вечером у Соловьева про то, как распадается Европа, гибнет Америка, а главное — куда делась муха, которая сидела на Хиллари Клинтон все время, пока та грозила России.


Фото: 1. Коллаж ЕЖ. 2. Анна Исакова/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС














  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Страшная месть Украины
14 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Дмитрий Муратов уходит с поста главного редактора «Новой газеты». Свое решение он объяснил в интервью ТАСС тем, что «власть должна меняться и избираться, а я 22 года редактор». Выборы главного редактора «Новой газеты» состоятся 17.11.2017, и в них, по словам Дмитрия Муратова, участвуют трое: один из основателей газеты Сергей Кожеуров, редактор отдела политики Кирилл Мартынов и шеф-редактор газеты Алексей Полухин. Свою кандидатуру Дмитрий Муратов просил не выдвигать.
Медиафрения. Война как оздоровительная процедура
7 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путин врет, как дышит. Это во многом – последствия профессиональной деформации. Когда путинское вранье фиксируют и разоблачают оппозиционные политики и публицисты – это одно. Можно усомниться, списать на предвзятое отношение. Но когда путинское вранье опровергает человек, постоянно подчеркивающий свое уважительное отношение к президенту, это совсем другое дело. Это означает, что Путин своим беспрерывным враньем уже достал даже самых лояльных своих подданных.
Медиафрения. Умученные от «Эха»
31 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе Алексей Венедиктов эвакуировал Ксению Ларину за границу. Это хорошая новость. Есть надежда, что руководство «Эха» предпримет меры по повышению безопасности редакционного офиса, хотя бы до уровня безопасности средней школы. Это важно, поскольку государство в лице президента Путина уже заявило, что никаких проблем со свободой слова у нас нет, а что касается покушения на убийство Татьяны Фельгенгауэр, так это же псих, который к тому же приехал из Израиля – что ж с него взять.
Медиафрения. Материализация ненависти
24 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Два дня подряд, 11 и 12 октября 2017 года, на государственном телеканале «Россия 24» выходили сюжеты под названием «Эхо Госдепа» и «Эхо Госдепа-2», в которых рассказывалось, как журналисты радиостанции «Эхо Москвы» проводят антигосударственную кампанию за зарубежные деньги. Назывались фамилии Татьяны Фельгенгауэр и Александра Плющева. Через 11 дней, 23 октября, в редакцию «Эха» пришел человек и ударил Татьяну Фельгенгауэр ножом в горло.
Медиафрения. Ложь-ТВ, Зомби-ТВ, Хам-ТВ, Гоп-ТВ… Что дальше?
17 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В программе «Время покажет» на Первом канале 12.10.2017 обсуждали то, как американцы снимают российские флаги со зданий, откуда ранее были выселены российские дипломаты. Артем Шейнин вел программу, кипя от возмущения. И когда гость, американский журналист Майкл Бом, попытался прокомментировать ситуацию, Шейнин сначала заорал: «Вот ты меня сейчас лучше не беси! А то я тоже с тебя какой-нибудь флаг сниму и повешу за галстук!». «Я тебе в начале программы сказал – сиди! Вот и сиди!» — продолжил воспитание американца Шейнин. Американец попался непонятливый и любознательный. «А то что?» — с улыбкой поинтересовался Бом. Тут Шейнин с криком: «Ты меня провоцируешь!», — подскочил к Бому, отвесил ему легкий подзатыльник и, обхватив американца за шею, принялся угрожающе кричать ему в лицо.
Медиафрения. Шоу-культ Владимира Путина
10 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Когда лжет путинский телевизор, это воспринимается как должное. Путинский телевизор должен лгать, это его нормальное состояние. Когда лгут путинские чиновники, МИД, думцы, сенаторы, это воспринимается как должное. Путинские чиновники должны лгать, это их нормальное состояние. У них есть репутация, которой они соответствуют. И те, кто уважает обитателей путинского телевизора и путинских чиновников, зачастую уважают их, в том числе, за то, что они так ловко и умело лгут. Так в криминальной среде не стыдятся, а уважают за ловкую карманную кражу или успешный грабеж.
Медиафрения. Гигантский талант Владимира Соловьева и культура коммунальной кухни
3 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Так бывает, что какой-то один человек становится символом большого социального явления. Символом ненасильственного сопротивления стал Махатма Ганди. Символом нацистской пропаганды – Юлиус Штрейхер. Не случайно он единственный из всего цеха был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала. Символом того, что царит сегодня в российском телевизоре, является Владимир Соловьев. Именно в нем в концентрированном виде воплотилось все то худшее, что вот уже скоро два десятилетие выливается на головы россиян. Кроме того, Владимира Соловьева стало просто очень много.
Медиафрения. История одного предательства профессии
26 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Алексей Навальный продолжает ездить по стране в рамках своей предвыборной кампании. У этих поездок есть важный побочный эффект. Местные СМИ проходят тест на соответствие профессии. Можно как угодно относиться к Навальному – я, например, отношусь весьма критически – но невозможно не признать политиком федерального уровня человека, способного одновременно вывести на улицы десятки тысяч людей в нескольких десятках городов страны. Местное медиа, которое игнорирует приезд и публичное выступление оппозиционера такого масштаба в свой город может считаться профессиональным лишь в том случае, если это газета рекламных объявлений или журнал для пчеловодов.
Медиафрения. Соловьиный помет
19 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Во время шоу «Вечерний Ургант», которое идет на Первом канале, бывшая телеведущая Ирена Понарошку предложила Ивану Урганту попробовать новое косметическое средство. «Маска приятно пахнет», — заметил Ургант, размазывая по щекам белую субстанцию. «Это — из соловьиного помета», — пояснила Ирена Понарошку. «Это хорошее название для программы на канале «Россия 1», — меланхолично заметил Ургант. Это было 9.09.17. Владимир Соловьев двое суток копил обиду и выплеснул ее 11.09.17 в программе «Вечер», когда обсуждали Украину и Саакашвили.
Медиафрения. Акт цинизма и подлости
12 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Актриса Дженнифер Лоуренс отказалась общаться с представителями российских СМИ. Это произошло в Лондоне во время пресс-конференции, посвященной выходу нового фильма «Мама!», в котором актриса играет главную роль. Представители студии «Парамаунт Пикчерз» попросили сотрудников путинских информационных войск покинуть здание, а на вопрос, отчего такая немилость, дали понять, что это связано с политикой.  Это хорошая новость, поскольку чем чаще путинской информационной обслуге в разных уголках планеты и на разных площадках будут популярно объяснять, кто они такие, причем делать это с максимальной ясностью и публичностью, тем лучше и для России, и для всего остального мира.