Медиафрения
01 мая 2017 г.
Медиафрения. Праздник третьей свежести
21 МАРТА 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Вся минувшая неделя прошла под знаком подготовки к третьей годовщине оккупации Крыма. Рассылались письма из администраций руководителям вузов и бюджетных организаций с разнарядкой на праздничные митинги и указанием, какие плакаты надо носить и какие кричалки кричать. Всю неделю телевизор и газеты рассказывали, какое это счастье, что Крым, наконец, вернулся в родную гавань, и теперь, с Крымом, мы обрели достоинство, историческую память и государственность, а раньше, когда мы были без Крыма, у нас ничего этого не было: ни достоинства, ни исторической памяти, ни государственности.

Когда настало, наконец, 18.03.2017 и праздник состоялся, вдруг обнаружилось, что он, этот праздник, какой-то не совсем настоящий. Второй, а, может, и третьей свежести. Во-первых, главный бенефициар, Путин, не только не приехал в Крым, но и на концерте на Красной площади не выступил. Серега-десантник выступил, Ж. выступил, группа «Градусы» выступила, а Путин не выступил. Мало того, аккурат к празднику приболел Медведев, вконец затравленный Навальным. «Не уберегли», — пошутил Путин. Одним словом, с праздником вышло как-то не очень.

Зато, по мере погружения страны в пучину абсурда, в эфирах разных медиа появляются все новые кумиры, гуру и эталоны для подражания. В «Вестях недели» Дмитрий Киселев презентовал фильм с чудесным названием «Моторола — соль земли русской». В «Нагорной проповеди» (Евангелии от Матфея) «солью земли» Иисус называл апостолов. Любопытно было бы поближе познакомиться с религией, апостолом которой является покойный Моторола.

Еще один «Учитель» появился на телеканале «Дождь» как раз в праздник аннексии Крыма, 18.03.17. Олег Кашин пригласил в свою программу Максима Кононенко, довольно популярного среди любителей фашизма и всяких извращений кремлевского политтехнолога и колумниста «Известий». Кашин назвал Кононенко своим «вечным собеседником в душе и сердце», а также своим «Учителем» и «великим человеком». Кононенко немедленно обнаглел, стал вальяжно раздавать всем оценки, в частности, похвалил Андрея Норкина и обругал немецкую журналистику.

При всяком глубоководном погружении надо делать отметки. Отмечаем: на нынешнем этапе нашими апостолами и учителями стали Моторола и Максим Кононенко. С интересом всматриваемся в глубину: какие еще чудища появятся оттуда.

ИГРЫ РЕКОНСТРУКТОРОВ

Когда я выше назвал годовщину крымнаша «праздником третьей свежести», я вовсе не хотел бросить тень на тех, кто обеспечивал информационное сопровождение этого действа. Они старались. В той же программе Киселева было объявлено, что 18.03.17 — это «праздник, равнозначный Дню Победы 9 мая». Потом был изумительный сюжет о святом Луке, Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, выдающемся хирурге, профессоре медицины, архиепископе, узнике ГУЛАГа и лауреате Сталинской премии. Этот уникальный человек один из немногих, а может, и вообще единственный из русских православных святых, достойный глубочайшего уважения. Так совпало, что 18.03.1996 года РПЦ назначила днем обретения его мощей, которые находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Естественно, мимо такого подарка не смогли пройти ни РПЦ, ни телевизор. Они хором завопили, что в этот день, 18.03.17, произошли «исцеления от Святого Луки». А Дмитрий Киселев подвел под все чудеса патриотическую базу и сообщил, что «18 марта Россия исцелилась от исторического беспамятства». Жаль, что Валентин Феликсович лично не может ответить всем этим мракобесам. Судя по воспоминаниям, святитель Лука был мужчина прямой, несгибаемый и на язык острый, так что им бы точно не поздоровилось.

Тем временем, в российском телевизоре на наших глазах рождается еще одна традиция. С 1975 года почти каждый год 31 декабря на первой кнопке идет «Ирония судьбы». Теперь та же судьба ждет другой замечательный игровой фильм — «Крым. Путь на Родину», который будет радовать россиян каждое 18 марта. В этом шедевре, который зрители увидели впервые в 2015 году, главную роль исполняет Владимир Путин, роли второго плана Шойгу, Аксенов, Поклонская и Хирург, а в массовке заняты московские актеры.

Этот фильм, как хороший коньяк, с каждым годом становится все лучше и лучше. Это замечательно, что каждый год в эфире российского телевидения будут звучать признательные показания Путина: «Ситуация развернулась таким образом, мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России». И далее, президент России подробно рассказывает, как он лично – это постоянно подчеркивается, что лично – руководил процессом насильственного захвата чужой территории. Как он велел подавлять связь между украинским командованием и украинскими военнослужащими в Крыму. Как он лично давал команду в ночь на 27 февраля спецподразделениям захватить здания парламента и правительства Крыма и провести голосование под дулами автоматов.

«Наше преимущество, — бахвалится своими преступлениями Путин, — заключается в том, что я занимался этим лично!» Когда это творение Вячеслава Кондрашева впервые показали по телевизору, многие, и я в их числе, обрадовались, что – вот же! – главный преступник дает признательные показания прямо в эфире на многомиллионную аудиторию. Потом я понял, что, если и когда дело дойдет до суда, Путин от всего отопрется, сославшись на то, что это всего лишь кино, фактически игровой фильм, где он играл роль президента Путина, а все, что он говорил, это были реплики из сценария. Не случайно, в фильме периодически появляется надпись «реконструкция». То есть это не документальное кино, а создание вполне художественного образа по мотивам реального исторического события.

Проблема в том, что зрители видят настоящего Путина, настоящего Шойгу, настоящего Аксенова и думают, что все, что говорят и показывают в этом фильме – правда. Верят тому, что в Крыму было нашествие «Правого сектора», хотя, когда показывали документальные фрагменты, ни одного флага «Правого сектора», вопреки закадровому голосу, на этих кадрах не было. Если судить по этому фильму, по тому, как с «Правым сектором» сражаются то могучие «Ночные волки», то казаки, то местные ополченцы, то в этом «Правом секторе» под ружьем были миллионы, так что непонятно, почему Ярош не стал в 2014 году президентом Украины, а набрал всего 0,7% голосов.

Буйная фантазия реконструкторов иногда зашкаливает, например, когда они рассказывают о страшных феодосийских морпехах из НАТО, которые говорили исключительно по-английски, имели американские банковские карты и при этом все были родом с западной Украины. И вот этих жутких нелюдей наши вежливые люди взяли без единого выстрела, но, к сожалению, отпустили. После чего их кровавый путь – как стало доподлинно известно героям фильма – усеян трупами русских людей на Донбассе.

Дивный эпизод фильма с эсминцем «Дональдом Куком», которого так напугал российский адмирал Александр Витко, что этот эсминец, представляете, со страху начал выписывать «восьмерки» и так, петляя, как заяц, убежал из Черного моря в Средиземное. В минобороне США об этой смешной истории почему-то никто не знает. Сам фильм готовился в обстановке строгой секретности, причем ни операторы, ни актеры не знали, в съемках чего они участвуют — в художественном фильме или в телесюжете, а после окончания работы они подписали документ о неразглашении информации, так что выяснить, какой процент правды в этом фильме вряд ли удастся.

Впрочем, доля информации в этом фильме примерно такая же, как и в обычных новостях российского ТВ, то есть крайне близка к нулю.

ВИРУС 17-ГО ГОДА

Магия цифр, несомненно, существует. Вот смотрите. Спустя 1917 лет после рождения некоего еврея из Назарета в Российской империи случились некоторые события, после чего данная империя гикнулась, а всю мировую историю несколько перекосило. У нас сейчас год 2017-й с момента рождения того самого еврея. Казалось бы, какая связь между нулями в конце цифры, обозначающей этот отрезок времени, отделяющий нас от этого действительно важного события, и непременной судьбоносностью вот именно этого, 2017-го года. Казалось бы, никакой связи быть не может, поскольку все эти нули, единицы и семерки – лишь знаки, которыми мы нумеруем время, и ничего больше.

Ан нет! Ощущение того, что мы живем в 17-м году, приводит чувства в смятение, ум делает подножку разуму, а здравый смысл берет логику на болевой прием. Смотрим новости. Суд Петербурга аннулировал лицензию Европейского университета. Первопричина – жалоба Милонова. Где Европейский университет и где Милонов? Ми-ло-нов! Это ли не бурление в мозгах 17-го года? В Архангельске к приезду Путина застелили тротуар паркетной доской. В советские времена такого не было! Вирус 17-го года проникает в головы чиновников, депутатов, политиков, внушает, что настали последние времена и надо сделать нечто выдающееся напоследок. Например, застелить тротуар паркетной доской.

Особенно наглядно вирус 17-го года проявляет себя в телевизоре, где он, заключив договор с электромагнитными волнами, полностью парализует и без того слабое сознание участников ток-шоу. «Воскресный вечер» от 19.03.17. Разговор, естественно, об Украине. Политолог Вадим Трюхан говорит об инициативе Украины, подавшей иск против России в Международный суд ООН в Гааге, и в какой-то момент впопыхах – перебивают же на каждом слове! – сбивается на родную мову. Вместо русского «заявление» Трюхан произносит украинское «заява». С Соловьевым случился припадок. Он не мог успокоиться минут пять. Он кривлялся, изображая «распальцовку», пытался в лицах изобразить с блатными интонациями и словечками, как, по его представлениям, все это должно было происходить. Слово «заява» звучало не меньше 10 раз с разными интонациями и в разных сочетаниях. Судя по тому, что Соловьев часто хвалится своим знанием украинского, он не мог не понимать значение этого слова. Если так, налицо было просто глумление над языком суверенной страны.

Политолог Трюхан, безусловно, не такой специальный «украинец для пинков», как его коллега Вячеслав Ковтун, но тоже частенько подставляется, не вполне понимая, кто есть кто в студии и с кем еще как-то можно вступать в диалог, а кого лучше обходить за километр. Тут его угораздило вляпаться в востоковеда Семена Багдасарова. Семен Аркадьевич производит обманчивое впечатление. Он, когда молчит, имеет вид добродушный, немного сонный и улыбчивый. Этим он похож на песчаную эфу, одну из самых ядовитых змей на планете, которая так же добродушно греется на солнышке, но если ее тронуть, сначала издает предупредительное шуршание, после чего немедленно нападает и наносит смертельные укусы.

Политолог Трюхан, ничего не подозревая, стал доказывать, что национализм в Украине популярен не больше, а меньше, чем в большинстве стран Европы. Востоковед Багдасаров проснулся и начал постепенно наливаться яростью. «Власть в Украине является фашистской и нацистской, так как она настроена против России, — объявил Багдасаров. — Мы должны использовать для ее уничтожение все виды вооружений. Я с удовольствием пойду воевать».

В этот момент политолог Трюхан совершил ошибку: он не понял, что это было предупредительное шуршание, последнее предупреждение перед атакой. И наивный Трюхан стал возмущаться и обращать внимание окружающих, что его оппонент призывает к войне, чем нарушает закон. Востоковед Багдасаров свернулся в клубок, подтянул хвост поближе к голове и напружинился, готовясь к броску. Шуршание стало оглушительным. И вот – бросок: «Мой кумир – Судоплатов! Он лично ликвидировал таких, как ты!» Востоковед Багдасаров стоял довольно далеко от политолога Трюхана, поэтому никак не мог в него вцепиться: «Стой по стойке смирно! Слушай, что тебе говорят!» Соловьеву с большим трудом удалось успокоить востоковеда Багдасарова, но ненадолго. После небольшого перерыва востоковед Багдасаров обнаружил, что политолог Трюхан никуда не делся, не сгинул, а все еще стоит напротив, рассвирепел и завопил: «Надо создать на ДНР и ЛНР дополнительные вооруженные формирования. Они должны перейти в наступление и покончить с вашим бедламом. Вы – бандиты, негодяи!!»

До конца 2017 года осталось чуть больше девяти месяцев. Будем надеяться, что за это время вирусы 17-го года не произведут на свет нечто столь же непотребное, как сто лет назад.


Фото: Россия. Москва. 18 марта 2017. Зрительница на митинге-концерте в честь третьей годовщины воссоединения Крыма с Россией в рамках фестиваля "Весна" на Воробьевых горах. Вячеслав Прокофьев/ТАСС













  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. На смену швондерам идут шариковы
25 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Хорошая новость: «Новой газете» удалось не только вытащить историю с массовыми бессудными расправами и секретными тюрьмами в Чечне в публичное пространство, не только заставить руководство Чечни реагировать, но и добиться, чтобы Следственный комитет России начал следственные действия. Да, на журналистов «Новой» обрушился беспрецедентный шквал угроз от людей, которые вполне могут эти угрозы реализовать. Единственная защита журналистов в этой ситуации — гласность, и эту защиту смогла себе обеспечить и редакция «Новой», и коллеги, прежде всего с «Эха Москвы», проявившие солидарность с журналистами «Новой».
Кремлевские СМИ строят «свиньей»
19 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Вы будете смеяться, но Кремль готовится к выборам. Идет перегруппировка информационных войск, смотр рядов, а также тщательная их зачистка. Первым делом из информационного поля России решено убрать единственную оставшуюся кочку из числа более-менее заметных. Это медиа холдинг РБК. Михаил Прохоров, конечно, никакой не оппозиционер, но РБК он распустил. То про дочь чью-то пишут. Какие могут быть дочери у холостого человека? Который к тому же давно и успешно женат на России и счастлив в браке. Потом постоянно пишут про какие-то протесты и акции. Какие протесты? Какие акции? А еще называют по имени того, кого называть запрещено.
Медиафрения. Многословное молчание Путина и телевизора
18 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе одновременно замолчали двое: Путин и российское телевидение. То есть эти двое произнесли в совокупности множество слов, но ничего не сказали. Как в театре, когда актеры изображают многоголосый гул толпы, повторяя на разные голоса фразу «О чем говорить, когда говорить не о чем?». Таким же молчанием было многословное говорение на съездах и пленумах КПСС брежневско-черненковского периода. Слова «Говорит и показывает Москва, работают все центральные каналы телевидения. Смотрите и слушайте Москву!», произнесенные голосом Левитана, всегда символизировали доминирование в информационном пространстве. Москва говорит — все слушают. На минувшей неделе говорил Трамп...
Медиафрения. Куда попали 36 недостающих «Томагавков»
10 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
После того, как Трамп закидал «Томагавками» базу Асада, российских «экспертов» больше всего заинтересовал вопрос, куда делись 36 дорогостоящих американских крылатых ракет. Некоторые, особо сердобольные и хозяйственные, переживали за американских налогоплательщиков, деньги которых, заботливо вложенные в «Томагавки», транжира-Трамп пустил на ветер. Особо патриотичные, как, например, Кургинян, орали, что американские ракеты никуда не делись, их сбили наши С-300 и С-400. Пиар-генерал Конашенков, таинственно сообщил, что ракеты у Трампа куда-то потерялись, то ли в море упали, то ли в заблудились в сирийских песках, а те, что долетели все попали в столовую и в какой-то старый самолет, который давно хотели выкинуть, да все недосуг было.
Медиафрения. «Правда и справедливость» российской прессы
4 АПРЕЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Сразу после акций протеста Путин отменил свою ежегодную «прямую линию» общения с подведомственной популяцией. Некоторым догадливым людям пришла в голову мысль объединить эти два события и даже увидеть причинно-следственную связь. Догадливые были немедленно поставлены на место путинским пресс-секретарем Дмитрием Песковым, который резонно заявил, что версия о том, что Путин мог отменить (перенести) свою «прямую линию» из-за протестов, абсурдна. В действительности, пояснил Песков, причина исключительно в графике президента. Нет в этом графике окошка для общения с популяцией. Куда важнее, например, продемонстрировать всему миру свою морозоустойчивость, прогулявшись в кепочке по Земле Франца-Иосифа.
Медиафрения. Какие акции? Какой протест? На – обыщи!
27 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Путинский официоз остался в середине 20-го века. В 1962 году можно было не рассказать в СМИ про Новочеркасский расстрел, благодаря чему страна об этом не узнала, а с советской властью ничего не случилось. В 1986-м медийный бойкот Чернобыля, пусть не сразу, но стал одним из ударов, которые в конечном итоге режим разрушили. Действовать подобным образом в 2017-м — значит совсем не понимать, который век на дворе. 
Медиафрения. Телевизор и человек
14 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
30 лет назад был снят один из лучших фильмов о телевидении — «Бегущий человек», антиутопия с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Действие фильма, кстати, происходит в 2017 году в США, где в результате природной катастрофы и последовавшего за ней кризиса власть захватило тоталитарное правительство, которое управляет людьми с помощью телевизора. Утопии и антиутопии пишут на Западе, а реализуются они, как правило, в России. «Бегущий человек» не только о том, как с помощью телевизора диктатура манипулирует людьми, но и о том, во что превращаются люди, служащие этому монстру, и еще о том, как телевизор затягивает в свое нутро человека и изуверски убивает его. Все, что в этом фильме показано как антиутопия для Америки, в России через 30 лет стало реальностью.
Медиафрения. Противоестественный отбор
7 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.» И хотя лгут они на самом деле все время по-разному и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик.
Медиафрения. Слепое пятно
28 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На сетчатке любого человека, и не только человека, любого позвоночного, есть область, не чувствительная к свету. Слепое пятно. В повседневной жизни на зрительной картине мира это никак не сказывается, поскольку этот микроскопический дефект устройства глаза можно обнаружить только с помощью специального эксперимента. Но есть любители специально настраивать свое зрение так, чтобы слепое пятно накрывало целые участки действительности и отдельные события, причем, достаточно крупные. Особенно много таких любителей слепых пятен служат в российском телевизоре.
Медиафрения. Малахольные
21 ФЕВРАЛЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Спешу поделиться радостной вестью: в России свобода слова – есть! И никакие усилия Кремля накинуть намордник на рты Дмитрия Киселева и его коллег не помешают им этот намордник немедленно сгрызть и тут же, выплюнув ошметки, продолжить нести слова правды населению. На минувшей неделе было объявлено, мол, Кремль передал приказ федеральным телеканалам прекратить поминать всуе имя Дональда нашего Трампа. «Трампа больше нет!» — такова была суть новой политики, объявленной кремлевскими цензорами.