Церковь и государство
16 ноября 2018 г.
500 лет Реформации
27 МАРТА 2017, БОРИС КОЛЫМАГИН



Лютеране, а вместе с ними и другие протестантские деноминации, празднуют 500-летие Реформации. 22 марта в «Президент-отеле» столицы состоялась встреча, давшая старт юбилейному марафону. В течение года во многих российских регионах пройдут конференции, презентации книг, экуменические богослужения, связанные с круглой датой.

Надо заметить, что лютеранство в России является традиционной конфессией. Первая кирха в Москве появилась в 1576 году, спустя несколько десятилетий после религиозной революции. До октябрьского переворота лютеранство было вторым по числу последователей вероисповеданием в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой церкви являлся сам император.

Известными российскими лютеранами были Михаил Барклай-де-Толли, Витус Беринг, Иван Крузенштерн, Карл Брюллов, Карл Фаберже и многие другие.

После советского погрома и массовой эмиграции российских немцев в постсоветские годы число лютеран сильно сократилось, их общая численность не превышает 150 тыс. человек, а число действующих храмов находится в районе 350.

Все эти сведения содержались в обстоятельном докладе архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви Дитриха Брауэра, прозвучавшего на открытии года Реформации.

В выступлении апостольского нунция в РФ Челестино Мильоре акцент был сделан на то, что и протестанты, и католики могут вместе праздновать юбилей и консолидироваться на основе приверженности традиционным ценностям. К таким ценностям представитель Ватикана отнес открытость Божественному слову и «царственное священство» всех христиан.

Депутат Бундестага, уполномоченный федерального правительства Германии Хартмут Кошик порадовался, что католики и протестанты празднуют круглую дату вместе. По его словам, это христианское свидетельство о многообразии в единстве. Политик подчеркнул значимость Лютера для немецкой идентичности. При этом он связал деятельность главного мотора Реформации со свободой и ответственностью.

Историк Николай Сванидзе говорил о политической проекции религии, о том, что география протестантизма связана с республиканской формой правления. А представитель Русской православной церкви иеромонах Стефан (Игумнов) напомнил о нравственном измерении религии.

К сожалению, светские власти были представлены на встрече третьестепенными фигурами. Оно и понятно: общая численность всех протестантов не доходит даже до одного миллиона. Стоит ли заниматься такой мелочевкой? Но, с другой стороны, иудеев тоже не так много, а ведь какие лица посещают их мероприятия!

Да, власть прагматична, и там, где религия не приносит прямых политических дивидендов, она просто-напросто не принимается в расчет.   

Однако вернемся к открытию года Реформации в России. Нет, наверное, смысла пересказывать все выступления. Своя изюминка была в словах Михаила Швыдкова, Павла Гусева, Сергея Ряховского. Вспоминались Макс Вебер, написавший замечательный труд об этике протестантизма, Ибсен, Кьеркегор, Бергман. Звучали слова, что Бог один, а провайдеров много. Интересно было. А в конце и начале встречи звучала музыка Мендельсона и Генделя в исполнении камерной капеллы Soli Deo Gloria под руководством Олега Романенко.

Словом, «я лютеран люблю богослуженья». Вот только жаль, что слишком мало их осталось в современной России.

 

Графика: 31 октября 1517 года, 34-летний богослов Мартин Лютер, дискутируя с папой Львом Х о продаже индульгенций («свидетельств» об отпущении грехов), вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои знаменитые «95 тезисов». Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души (или оправдания) не через церковные обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Реформация — событие, которое, без всякого преувеличения, сформировало облик современного мира и до сих пор продолжает оказывать мощное влияние на жизнь миллионов людей. Размышления над событиями такого масштаба могут нас многому научить, особенно в наше время.

31 октября 2017 года - знаковая дата, когда весь протестантский мир будет отмечать 500-летний юбилей Реформации.












  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.