Медиафрения
18 октября 2017 г.
Медиафрения. Гигантский талант Владимира Соловьева и культура коммунальной кухни
3 ОКТЯБРЯ 2017, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Состоявшееся в минувшее воскресенье 1 октября 2017 голосование в Каталонии дало обитателям российского телевизора сразу два повода для счастья. Во-первых, сам факт раздрая в одной из стран «старой Европы» уже заставляет сердца биться чаще, а во-вторых, власти Испании, применив массовое насилие против безоружных людей, дали прекрасный повод для разговоров о двойных стандартах и лицемерии «хваленой западной демократии».

У ведущих программы «60 минут» Ольги Скабеевой и Евгения Попова во время выпуска программы от 2.10.17 лица просто светились от счастья. И хотя они постоянно подчеркивали свою нейтральность по отношению к вопросу о независимости Каталонии, Ольга Скабеева, находящаяся на месте события, не выдержала и проголосовала, поставила галочку в бюллетене. Бюллетень Скабеевой показали россиянам, и они могли убедиться в том, что «Россия – 1» поддерживает отделение Каталонии. И, хотя Скабеева тут же оговорилась, что ее голос учтен не будет, но бюллетень рвать не стала. Возможно, когда камера ее уже не показывала, Скабеева все-таки засунула этот бюллетень в урну.

А в студии в это время сыпал штампами депутат от «Справедливой России» Александр Романович. Он сказал все, что слышал с самого детства от Валентина Зорина и Генриха Боровика про прогнивший Запад и его демократию.

Вполне ожидаемы были радостные параллели с Крымом. Несколько неожиданно, что одним из тех, кто эти параллели проводил, стал редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, который, вроде бы, всегда притворялся неглупым и образованным человеком. Однако его выступление 2.10.17 на «Эхе Москвы» этот имидж поколебало довольно сильно. «Признает Запад референдум – автоматически признается и Крым», — сообщил Ремчуков, забыв при этом сказать, какое именно иностранное государство ввело на территорию Каталонии своих «вежливых людей», которые под дулами автоматов заставили каталонский парламент проголосовать за проведение референдума, по итогам которого Каталония стала частью этой неведомой державы. Решив, видимо, на сей раз прикидываться идиотом, редактор «Независимой газеты» продолжил: «Потому, что и там и там Конституция государства не разрешает проводить референдум, и если вдруг испанцам сказать в Барселоне, что «ну хорошо, ладно, это, конечно, нарушение, но раз вы так единодушны, то давайте мы вас услышим». Тогда почему Крым нельзя?»

Европейский союз вполне предсказуемо осудил необоснованное применение Мадридом полицейского насилия, но референдум все равно не признал. Видимо, исключительно ради того, чтобы не признавать Крым. Ведь кроме как навредить России, других желаний у Запада быть не может.

«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Так бывает, что какой-то один человек становится символом большого социального явления. Символом ненасильственного сопротивления стал Махатма Ганди. Символом нацистской пропаганды – Юлиус Штрейхер. Не случайно он единственный из всего цеха был повешен по приговору Нюрнбергского трибунала.

Символом того, что царит сегодня в российском телевизоре, является Владимир Соловьев. Именно в нем в концентрированном виде воплотилось все то худшее, что вот уже скоро два десятилетие выливается на головы россиян. Кроме того, Владимира Соловьева стало просто очень много. Помимо того, что он заполнил собой до краев главный государственный телеканал «Россия – 1», так еще и по радио «Вести.FM» вещает практически ежедневно. Соловьев достал своей одиозностью не только оппозицию, но и часть лоялистов. То Познер объявит, что руки Соловьеву не подаст, то Ургант прицельно пошутит про «соловьиный помет». Наконец, в ход пошла артиллерия: по Соловьеву прицельно выстрелил Навальный, который собрал в одном ролике все, что раньше было опубликовано про нажитое непосильным трудом имущество телеведущего, добавил добытые ФБК документы и кадры съемок, которые сделали расследование доказательным, облек все это в свою фирменную ироническую упаковку и вдарил, что было сил.

Если на укол Урганта Соловьев ответил своей обычной руганью в собственном эфире, то на выстрел Навального надо было искать ответ более увесистый. Сначала, для проформы Соловьев ответил в своем блоге, мол, я просто богатый, все честно заработал в бизнесе в проклятые девяностые, а Навальный мне завидует. Но всем было очевидно, что это несерьезно. Что на удар Навального такой репликой отвечать нельзя. И ответ был найден в дебютном выпуске программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым.

В этой программе прекрасно все. И название, прямо сворованное у Шолохова, который сам был не дурак стащить то, что не приколочено. И стилистика программы, приторная до тошноты. За одну заставку, в которой Корчевников позирует на фоне бескрайних просторов Родины и окидывает их взглядами, преисполненными героическим пафосом, его стоило бы приговорить к пожизненному, вместе с режиссером и оператором. Но выбор героической фигуры для дебюта и содержание дебютной программы «Судьба человека» должны войти в историю позора российского телевидения.

Начиная с самого факта, что в качестве первого героя столь пафосной программы Корчевников выбрал своего собрата по цеху медийных оборотней. То, что специфика современной медийной тусовки состоит в ее полной самодостаточности и то, что большую часть новостей телевизор черпает из себя самого, совершенно не нуждаясь во внешнем мире, это известные факты. Но то, что Корчевников решил начать свою галерею выдающихся современников именно с Соловьева, было вызвано чрезвычайными обстоятельствами. Соловьева надо было спасать, и Корчевникову было поручено это сделать.

С этой целью Корчевников предпринял следующие меры. Во-первых, позвал в эфир маму Соловьева, которая рассказала о детстве героя. А главное, россияне узнали о Соловьеве совершенно немыслимые вещи. Оказывается, Владимир Соловьев очень любит свою маму, а мама в свою очередь любит Владимира Соловьева. Демонстрации этого уникального явления была посвящена примерно треть программы. В этой части «Судьбы человека» россияне узнали, что мама Соловьева «фантастически умная и красивая женщина», а также, что у них «в роду все были смелые люди». «У нас такой род», — скромно заметил Соловьев.

Вторая треть программы была посвящена физической доблести Соловьева. Для демонстрации мощи и смертельных умений ведущего в студию были доставлены тренажер-манекен для бокса и автомобильная покрышка. По манекену Соловьев несколько раз отважно стукнул, а покрышку героически катал по полу и даже пару раз отжался от пола, предварительно попросив, чтобы покрышку положили ему на спину. Корчевников при этом постоянно обмирал от восторженного ужаса. Было видно, как ему страшно, что манекен может ответным ударом покалечить Соловьева, а покрышка его вот-вот раздавит. Надо сказать, что подобного пошлого пижонства, когда взрослый мужик так бахвалится своими физическими кондициями, мне не приходилось встречать давно. Разве что у Путина, который чуть что норовит раздеться на людях, дабы продемонстрировать некоторые признаки скелетной мускулатуры. Кстати, в этой части передачи Соловьев не преминул верноподданически лизнуть Путина. Это случилось, когда Соловьев демонстрировал Корчевникову знание смертоносных приемов, а тот восхищенно спросил, может ли Соловьев поразить противника силой взгляда. Соловьев в ответ не стал демонстрировать мощь своих глаз, зато рассказал, как во время встречи с Путиным его приятель Фридман все время опускал глаза, а на вопрос, почему он это делает, объяснил, что он таким образом «уворачивается от взгляда Путина».

И, наконец, третья, главная часть «Судьбы человека» была посвящена службе Соловьева на благо Отечества. Тут Соловьев ответил Навальному развернуто, сообщив, что это была «тупая хомячковая агрессия, когда тебя из-за угла облили». В очередной раз сообщил, что богатство свое он нажил непосильным предпринимательским трудом в девяностые, забыв, правда, уточнить, что деньги, нажитые в девяностые, он почему-то стал тратить на элитную недвижимость, начиная с середины нулевых, а самые дорогие покупки сделал спустя полтора десятка лет после прекращения занятий бизнесом, аккурат после того, как перешел на работу на главный государственный телеканал.

Особо задел Соловьева упрек в отсутствии патриотизма, основанный на наличии виллы в Италии. Тут Соловьев скромно сравнил себя с Гоголем, который, живя в Италии, оставался российским патриотом. Видимо, то, что Соловьев делает в телевизоре, следует считать равноценным написанию «Мертвых душ», а его постоянное вранье на радио, это, наверное, «Шинель».

Но вот что действительно любопытно, так это то, как Соловьев оценивает свой вклад в российскую общественную жизнь. Этот фрагмент передачи заслуживает прямого цитирования.

Соловьев: «Я не журналист, я – ведущий».

Корчевников: «Вы – экономист?»

Соловьев (гордо, без тени иронии): «Я – Соловьев! У меня гигантский талант: я умею видеть талантливых людей и продвигать их!»

И далее называет трех людей, таланты которых он сумел увидеть и продвинуть: Сатановский, Куликов и Михеев. Если к этой троице добавить Багдасарова, то получится полный комплект. Это та четверка генераторов ненависти и лжи, которая действительно выделяется даже на весьма специфическом фоне соловьевских «экспертов». Помимо своего весомого вклада в зомбирование россиян, Соловьеву принадлежат немалые заслуги в тех деформациях экспертного поля, поля общественных наук, которое произошло в результате разрушительного вторжения туда путинского телевизора.

Герострат сознался под пытками, что он сжег храм Артемиды ради славы. Соловьева совершенно не надо пытать, он свои преступления не скрывает, а всячески ими гордится. По уровню известности в России он уже явно обошел Герострата, а в последнее время и в плане позорности этой славы начинает опережать древнегреческого безумца.

«МЫ – НЕ АГЕНТЫ! АГЕНТЫ – НЕ МЫ!»

«Гигантский талант» Соловьева, благодаря которому он умеет отыскивать талантливых людей, позволил ему давно заметить не менее «гигантский талант» Марии Захаровой. Этот талант заключается в том, что она сумела низвести дипломатические отношения до уровня коммунальной кухни. Понятия не имею, откуда взялись эти навыки у дочери советского дипломата и выпускницы МГИМО, но любое выступление Марии Захаровой по любому вопросу международной политики пробуждает воспоминания о свирепых схватках в советских коммуналках за место у плиты и сварах по поводу уборки мест общего пользования, а также экономии электричества.

На минувшей неделе этот талант Марии Захаровой проявился в полной мере. Дело в том, что американцы потребовали от «Раши Тудей» зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Маргарита Симоньян немедленно заявила в ответ, что регистрироваться не будет, а если американцы будут приставать с глупостями, то в России будет прекращена работа американских СМИ.

Интересы России в этом конфликте в «Воскресном вечере» у Соловьева от 1.10.17 защищала, естественно, Мария Захарова. Первым делом Захарова сообщила, что у нас есть свобода слова, а в США ее нет. По правилам коммунальной кухни надо с самого начала назвать оппонента дураком (дурой) и незаконным сыном (дочерью) алкоголика. Затем Мария Александровна объяснила, что она (в смысле Россия) сделает с этими американцами, если те не одумаются. Оказывается, у этих США тут, в России, полно всяких СМИ, о которых, правда, никто не знает. А Захаровой они все известны, и она их даже классифицировала, разбив на три блока. Нюансов, по которым все эти блоки бесчисленных американских СМИ различаются, я толком не понял, но общее у них то, что все они живут на американские деньги.

Соловьев, который всем этим засильем США в России был потрясен не меньше, чем я, все время просил Захарову назвать хоть одно СМИ. «Имя, сестра, имя!» — подобно персонажу «Трех мушкеров» молил Соловьев. Но Захарова, в отличие от Миледи, была непреклонна. «Ну, зачем мы будем делать это сейчас, — жеманилась Захарова. — Давайте растянем удовольствие. Но если что, то мы можем начать… Мы можем опубликовать списки…»

Рискуя навлечь на себя гнев просвещенной общественности, признаюсь, что с нетерпением жду, когда Захарова обнародует списки многочисленных американских СМИ, орудующих на территории России. Дело в том, что я, считая себя более-менее осведомленным о состоянии российского медиарынка, не знаю о присутствии на этом рынке никаких других американских СМИ, кроме Радио «Свобода» и «Голоса Америки». Публикация списка из этих двух медиа, наверняка, станет сенсацией. Тут главное понять, как этот список сверстать: в столбик или строчкой. Впрочем, возможно, Захарова имеет в виду медиаимперию одного из самых преданных слуг путинского режима Виктора Шкулева, которому принадлежит компания «Хёрст Шкулев Медиа». Там действительно есть американский след, правда, не денежный, а в основном брендовый, в виде материнской американской компании Hearst Corporation. Могу себе представить, как содрогнутся США, узнав, что в России больше не будут выпускать телегид «Антенну-Телесемь», рекламную газету «Ва-Банкъ», а также глянцевые журналы Elle и Maxim. Что же касается реально пострадавших от мести Захаровой и Симоньян, то это будут владелец холдинга, верный путинец Виктор Михайлович Шкулев, а также его любимый зять, ведущий «России – 1» Андрей Малахов, который принимал активное участие в раскрутке холдинга.

Владимир Мединский назвал автомат Калашникова культурным брендом России. Впрочем, авторство Калашникова, по меньшей мере, сомнительно. А вот отечественный характер другого изобретения, которое достойно стать подлинным культурным брендом России, никто оспорить не сможет. Это коммунальная кухня, из которой вышла и вся современная российская политика и вся современная российская интеллигенция, со всеми ее рефлексиями, фигами в кармане и прочими прелестными особенностями.


Фото:  Журналист, телеведущий Владимир Соловьев. Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС













  • Николай Сванидзе: Есть темы и вопросы, которые нельзя вбрасывать в публичное пространство. Нельзя, например, проводить программу на телевидении на тему «Можно ли бить женщин?».

  • Апостроф: "Эхо Москвы"... разгневало украинских пользователей социальных сетей проведением соцопроса относительно необходимости нападения России на Украину...

  • Павел Гинтов: Предлагаю радиостанции "Эхо Москвы" новые увлекательные темы для опросов: "Стоит ли устроить украинцам второй голодомор?" "Стоит ли создать лагеря смерти для украинцев?"

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Медиафрения. Ложь-ТВ, Зомби-ТВ, Хам-ТВ, Гоп-ТВ… Что дальше?
17 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В программе «Время покажет» на Первом канале 12.10.2017 обсуждали то, как американцы снимают российские флаги со зданий, откуда ранее были выселены российские дипломаты. Артем Шейнин вел программу, кипя от возмущения. И когда гость, американский журналист Майкл Бом, попытался прокомментировать ситуацию, Шейнин сначала заорал: «Вот ты меня сейчас лучше не беси! А то я тоже с тебя какой-нибудь флаг сниму и повешу за галстук!». «Я тебе в начале программы сказал – сиди! Вот и сиди!» — продолжил воспитание американца Шейнин. Американец попался непонятливый и любознательный. «А то что?» — с улыбкой поинтересовался Бом. Тут Шейнин с криком: «Ты меня провоцируешь!», — подскочил к Бому, отвесил ему легкий подзатыльник и, обхватив американца за шею, принялся угрожающе кричать ему в лицо.
Медиафрения. Шоу-культ Владимира Путина
10 ОКТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Когда лжет путинский телевизор, это воспринимается как должное. Путинский телевизор должен лгать, это его нормальное состояние. Когда лгут путинские чиновники, МИД, думцы, сенаторы, это воспринимается как должное. Путинские чиновники должны лгать, это их нормальное состояние. У них есть репутация, которой они соответствуют. И те, кто уважает обитателей путинского телевизора и путинских чиновников, зачастую уважают их, в том числе, за то, что они так ловко и умело лгут. Так в криминальной среде не стыдятся, а уважают за ловкую карманную кражу или успешный грабеж.
Медиафрения. История одного предательства профессии
26 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Алексей Навальный продолжает ездить по стране в рамках своей предвыборной кампании. У этих поездок есть важный побочный эффект. Местные СМИ проходят тест на соответствие профессии. Можно как угодно относиться к Навальному – я, например, отношусь весьма критически – но невозможно не признать политиком федерального уровня человека, способного одновременно вывести на улицы десятки тысяч людей в нескольких десятках городов страны. Местное медиа, которое игнорирует приезд и публичное выступление оппозиционера такого масштаба в свой город может считаться профессиональным лишь в том случае, если это газета рекламных объявлений или журнал для пчеловодов.
Медиафрения. Соловьиный помет
19 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Во время шоу «Вечерний Ургант», которое идет на Первом канале, бывшая телеведущая Ирена Понарошку предложила Ивану Урганту попробовать новое косметическое средство. «Маска приятно пахнет», — заметил Ургант, размазывая по щекам белую субстанцию. «Это — из соловьиного помета», — пояснила Ирена Понарошку. «Это хорошее название для программы на канале «Россия 1», — меланхолично заметил Ургант. Это было 9.09.17. Владимир Соловьев двое суток копил обиду и выплеснул ее 11.09.17 в программе «Вечер», когда обсуждали Украину и Саакашвили.
Медиафрения. Акт цинизма и подлости
12 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Актриса Дженнифер Лоуренс отказалась общаться с представителями российских СМИ. Это произошло в Лондоне во время пресс-конференции, посвященной выходу нового фильма «Мама!», в котором актриса играет главную роль. Представители студии «Парамаунт Пикчерз» попросили сотрудников путинских информационных войск покинуть здание, а на вопрос, отчего такая немилость, дали понять, что это связано с политикой.  Это хорошая новость, поскольку чем чаще путинской информационной обслуге в разных уголках планеты и на разных площадках будут популярно объяснять, кто они такие, причем делать это с максимальной ясностью и публичностью, тем лучше и для России, и для всего остального мира. 
Медиафрения. Премия Соловьева и «Золотой стандарт» российского ТВ
5 СЕНТЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
То, что когда путинский режим рухнет, главные его нынешние апологеты возглавят борьбу за депутинизацию России, настолько общее место, что даже неловко об этом напоминать. В ту секунду, когда и если Путина повезут в Гаагу, Киселев и Соловьев выйдут в эфир и расскажут, как они, рискуя свободой, а может, и жизнью, боролись с режимом, подрывая его изнутри. И в качестве одного из доказательств этой подрывной деятельности Киселев вполне может предъявить революционной общественности программу «Вести недели» от 3.09.17, в которой был продемонстрировал большой фрагмент из выступления Путина перед школьниками 1.09.17.
Медиафрения. Апология пошлости
29 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На минувшей неделе состоялась премьера Андрея Малахова в качестве ведущего шоу «Прямой эфир» на «России 1». Теперь это шоу так и называется: «Андрей Малахов. Прямой эфир». Состязание двух главных генераторов пошлости в российском телевизоре – «Пусть говорят» Малахова на Первом и «Прямой эфир» Корчевникова на «России 1» – закончилось. За явным преимуществом победил Малахов. Как и положено победителю, Малахов пришел на побежденную территорию в качестве хозяина. Борис Корчевников, чья пошлость оказалась более тусклой, более унылой и менее изобретательной, чем малаховская пошлость, хоть и проиграл в этом состязании, но «по жизни» оказался даже в выигрыше. Теперь его унылая пошлость будет полностью востребована на канале «СПАС», которым он нынче руководит.
Медиафрения. Бесполезные идиоты
22 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Хорошая новость. Прекратил вещание телеканал «Лайф». Без малого четыре года это детище Габрелянова отравляло своим содержимым мозги и души россиян. 18.08.2017 телеканал «Лайф» сделал соотечественникам последнюю инъекцию и помер. Осталась память. О том, как собственный корреспондент телеканала Юлия Иванова предлагала врачу деньги за то, чтобы он ей первой позвонил, как только умрет Эльдар Рязанов. О том, что телеканал «Лайф» был одним из главных орудий в войне с Украиной и с российской оппозицией. Арам Ашотыч отличался от всех других руководителей путинских СМИ прямодушием и искренностью. Он никогда не скрывал, что все, кто приходит к нему на службу, должны оставить за порогом мозг и совесть.
Медиафрения. Русская Клио, лживая и обидчивая
15 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Юлия Латынина опубликовала в «Новой газете» от 14.08.17 материал на трех полосах под названием «Он всех строит». С подзаголовком «Собянин опять все перекопал? И правильно сделал». Если бы это было другое издание, на этот текст можно было бы не обращать внимания. И даже если бы это была просто очередная публикация Юлии Латыниной. Мало ли у нее бывало текстов разной степени странности и сомнительности? Но тут в конце статьи опубликована реплика за подписью главного редактора «Новой газеты Дмитрия Муратова: «Я разделяю точку зрения обозревателя». И вот это уже интересно. Обычно в «Новой» пишут прямо противоположное: мол, редакция может не разделять мнение обозревателя.
Медиафрения. Старик и рыба
8 АВГУСТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Социологи часто спрашивают людей о том, кого они считают лучшим политиком, лучшим писателем, историческим деятелем. Помимо прочего такие вопросы служат неплохим индикатором политических и ценностных ориентаций. Например, выбор Сталина или Ивана Грозного о многом свидетельствует про самого выбравшего, равно как и выбор Сахарова или Гавела. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, выступая 6.08.17 в программе «Без посредников», признался радиослушателям: «Вы знаете, я считаю, что Малахов — это лучший российский телеведущий. Я считаю, что равных ему на российском телевидении — вот профессионально — нет!».